13.08.2012 23:10
    Поделиться

    Андрей Недосекин: На новых самолетах дефекты выявляются значительно чаще

    Как показал себя "Суперджет 100" в первый год полетов
    С начала года произошло более 60 серьезных происшествий и инцидентов с самолетами зарубежного производства, принадлежащими российским авиакомпаниям, подсчитали эксперты.

    Были случаи отказа двигателей, шасси, системы кондиционирования, разгерметизации салона. Но больше всего СМИ все-таки писали о проблемах нового российского самолета Superjet-100.

    И это понятно - к нему особое внимание, год назад наш новый лайнер вышел на регулярные маршруты. Но там пока произошло не более пяти серьезных инцидентов с нашими новыми лайнерами - Ан-148 и Superjet.

    Последний раз самолет попал в колонки новостей в начале августа. Поступила тревожная информация, что во время рейса Москва-Казань у Superjet произошла частичная разгерметизация самолета, из-за этого он ушел на малую высоту, подлетая к столице. Потом последовали сообщения, что якобы от самолета начали отказываться иностранные заказчики.

    Что это? Провал самолета, на который возлагали такие большие надежды? Как показала себя первая десятка новых лайнеров, которые уже пополнили парки авиакомпаний? С этими вопросами "РГ" обратилась к вице-президенту по разработке компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Андрею Недосекину.

    Андрей Недосекин: У любого самолета, даже долгое время находящегося в эксплуатации, обнаруживаются дефекты и поломки. На новом типе воздушных судов они выявляются значительно чаще. И мы не рассчитывали, что с самого начала эксплуатации Superjet 100 не столкнется с "детскими болезнями", даже, несмотря на то, что самолет прошел через беспрецедентный в России объем сертификационных испытаний. Ведь многие моменты проявляются только при интенсивной эксплуатации.

    Но сразу нужно отметить, что за весь период начальной эксплуатации самолета на регулярных линиях с апреля прошлого года не было зафиксировано инцидентов, связанных с угрозой здоровью и жизни пассажиров.

    А как же разгерметизация самолета в августе? Правда, некоторые СМИ писали, что она были частичной. Такое возможно? И разве это не опасно для пассажиров?

    Андрей Недосекин: Мы провели расследование этого случая. Разгерметизации салона не было. Когда это происходит, а, следовательно, при критическом падении давления в кабине, идет выброс кислородных масок. Этого не случилось. Кстати, частичной разгерметизации салона не бывает в природе. И с Superjet-100 не было зарегистрировано ни одного случая разгерметизации кабины.

    Что произошло в августе? В ходе осмотра самолета после штатной посадки выяснилось, что при обслуживании самолета в Казани перед выполнением полета не был закрыт один из декомпрессионных клапанов. Таким образом, самолет был не исправен.

    Как предусмотрено в таких случаях, мы обратились в "Аэрофлот" с просьбой провести дополнительный инструктаж наземного персонала, обслуживающего самолет в соответствующем аэропорте, на предмет правильности выполнения процедур, описанных в руководстве по эксплуатации лайнера.

    Вас послушаешь - никаких проблем нет.

    Андрей Недосекин: Я этого не говорил. На самолете предусмотрено резервирование работы всех систем и специальные процедуры при возникновении нештатных ситуаций.

    Есть дефекты, которые препятствуют вылету, а есть те, которые не мешают выполнить рейс.

    Их условно можно разделить на типовые и разовые. Первые - это, как правило, конструктивные дефекты. Они выявляются в первые два года эксплуатации. Сейчас они нами локализованы. Например, по вопросу датчиков системы обнаружения утечек мы выпустили соответствующий сервисный бюллетень на доработку всего парка эксплуатируемых самолетов. На новых самолетах, подлежащих поставке, доработки будут введены на производстве.

    Разовые - это, как правило, нетиповые дефекты, возникшие при производстве. Для их устранения разработаны специальные перечни мероприятий. На производстве внедрены дополнительные меры обеспечения контроля. Введено фото и видео документирование всех сложных операций и монтажей. Компания также продолжает работу и над технической документацией, дополняя Главный перечень минимального необходимого оборудования (MMEL).

    Это документ, содержащий перечень оборудования, при отказах которого можно безопасно выполнять рейс. Он совершенствуется на протяжении всего жизненного цикла самолета. На хорошо облетанных типах воздушных судов он носит практически исчерпывающий характер, на новых типах постоянно дополняется в ходе эксплуатации.

    Но компаниям, которые купили самолет, от этого не легче. У них возникают дополнительные расходы.

    Андрей Недосекин: Конечно, в ряде случаев недостаточность MMEL может приводить к невыполнению рейса. То есть с незначительным отказом, при котором любой самолет парка уйдет в рейс, Superjet-100 может остаться на земле. Поэтому авиакомпаниям, которые покупают новый тип самолета, производители делают неплохие скидки, чтобы в какой-то степени они смогли возместить свои издержки за простой судов, задержку рейсов. И эта общемировая практика.

    Но бывают случаи, когда неполадки возникают из-за некорректной работы наземного персонала не в аэропорту базирования. Все это рабочий процесс, когда все его участники: производитель, пилоты, бортпроводники, наземные службы, - адаптируются к эксплуатации нового самолета. И для нового типа наш лайнер хорошо себя показывает в эксплуатации. В июле по четырем машинам мы имеем налет по 214-298 часов. Кстати, в первый год эксплуатации немногие западные лайнеры показали налет, сопоставимый с Superjet. Наша отнюдь непростая задача - сделать эти показатели стабильными по всему парку Superjet.

    А как у них?

    Японская авиакомпания - стартовый заказчик самолета нового Боинга 787 "Дримлайнер" - испытывает проблемы с его эксплуатацией на маршрутах большой протяженности.

    В январе она отменила два из 10 рейсов из Токио во Франкфурт из-за технических проблем. Позднее она была вынуждена остановить эксплуатацию пяти самолетов из-за проблем с двигателями. Среди недавних "детских болезней" "Дримлайнера" - поджог двигателем самолета травы около взлетно-посадочной полосы в аэропорту города Чарльзстон в США, в результате чего воздушная гавань была закрыт на несколько часов.

    Представители авиакомпаний в Северной Америке, которые эксплуатируют Эмбраер и Бомбардье CRJ-700, говорят, что Эмбраеры ломаются чаще. Но поломки одинаковые, что позволяет их предвидеть и иметь запасные части, в отличие от CRJ, которые ломаются реже, но каждый раз по-разному, что может привести к простою самолета в течение нескольких дней.

    Самолет "МакДоннел Дуглас МД-11" в начальный период эксплуатации имел множество проблем с программным обеспечением. У самолета  Dash 8-Q400 также были технические трудности. Тем не менее, все эти самолеты эксплуатируются, оставаясь в парке компаний.

    Поделиться