14.08.2012 19:30
Поделиться

27 процентов россиян сталкивались с контрафактным алкоголем

Считается, что английский этикет предписывает начать беседу с пришедшими гостями с разговоров на тему погоды - мол, давненько в наших краях таких дождей не случалось… Этикет восточный требует осведомиться о здоровье уважаемых родителей гостя, да продлит Аллах их дни, и его многочисленных родственников.

Русский этикет ничего на этот счет не диктует. Но на практике первый же вопрос обычно звучит просто: "Что пить будете?"

В русле этих традиций действовали и социологи Исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru. Своих посетителей (активных работающих россиян, пользователей интернета) они спросили о том, что они, собственно, пьют из спиртных напитков и случалось ли им жестоко ошибиться, употребив некачественный алкоголь.

Выяснилось, что больше четверти (27%) россиян, употребляющих горячительное (трезвенники в опросе не учитывались),  за последний год сталкивались с некачественной алкогольной продукцией и в большей или меньшей степени из-за этого страдали.

Чаще всего покупатели, которым встречался некачественный алкоголь, сетуют на низкое качество водки (32%), пива (30%) и вина (26%), 14% столкнулись с плохим коньяком, 10% - с некачественным виски, 4% - с "левым" шампанским, 2% - с низкопробной текилой. Еще 5% россиян, столкнувшихся с контрафактом, пожаловались на другие напитки - портвейн, ром, мартини, алкогольные коктейли, ликер и т.д.

Опрос получился похожим на жалобную книгу в винном магазине. "Вино в пакете - много осадка, неприятная горечь и непонятный цвет"; "Покупали в подарок коньяк, человек отравился", - делятся печальным опытом респонденты. 3% опрошенных и вовсе убеждены, что почти весь алкоголь, продаваемый в России, низкого качества, а потому здесь его лучше не покупать: "Стараюсь в России алкогольные напитки не покупать"; "Вино привозим из зарубежных поездок".

Более удачливыми оказались 52% россиян: в течение последнего года они не сталкивались с некачественным алкоголем. Затруднился ответить на поставленный вопрос 21% респондентов.

Жаловаться на некачественное спиртное можно. Вопрос - кому и с каким результатом. Данные опроса оптимизма на этот счет явно не внушают. Большинство россиян (72%) считает, что государство и производители алкоголя не предпринимают достаточных мер по защите населения от некачественной продукции. "Государственные органы плохо проводят проверки, даже в заведомо известных местах реализации подделок"; "Акцизы не помогут, пока их можно подделать и купить все, что необходимо для производства", - комментируют они.

Лишь 7% респондентов уверены, что государство достаточно защищает их от некачественного алкоголя, а 21% опрошенных затруднился оценить меры, предпринимаемые для предотвращения отравлений суррогатами: "Все это не борьба, а показуха!"

Неудивительно, что в сложившихся условиях россияне пытаются самостоятельно оценить качество приобретаемого алкоголя. Так, 15% респондентов уверены, что гарантией качества алкогольных напитков в первую очередь является добросовестность производителя, по 13% полагаются на бренд или на надежность магазина. Столько же россиян (13%) уверены, что в России ничто не может гарантировать качество алкоголя: "Гарантий от подделок нет!" Отдельные потребители считают, что стопроцентную гарантию может дать только "свой самогон" (ох, зря они это думают, очень зря - мало среди наших самогонщиков тех, чьи познания в химии сравнимы с уровнем великого Менделеева, которому приписывают авторство в открытии этилового спирта).

11% участников опроса доверяют адекватной цене приглянувшейся им бутылки, 7% изучают голограммы, этикетки и акцизные марки на товаре, 6% полагаются на контроль государства, 5% - на состав продукта. По 3% опрошенных считают, что гарантия качества - это тара, собственное производство напитков, опыт употребления и надпись "ГОСТ": "100% гарантия - только свой самогон"; "Результат будет ясен на следующее утро!" Многие, как выяснилось, готовы покупать в спиртное в оригинальной бутылке, "которую нелегко подделать".

По 2% россиян доверяют рекомендациям друзей, зарубежным производителям, магазинам беспошлинной торговли Duty Free, уповают на добросовестность поставщика и ужесточение наказания за некачественную продукцию. Другие способы проверки качества алкогольных напитков используют 7% россиян: "Отправка СМС с номером на бутылке"; "Знаки различных сертификаций и наград".

На вопрос о том, где, по их мнению, продается наиболее качественный алкоголь, большинство россиян уверенно отвечает - в специализированных винных магазинах (57%) и в крупных сетевых супермаркетах (19%). Лишь по 1% опрошенных думают, что хорошее пиво или водку можно купить в киоске или небольшом магазинчике. Другие варианты назвали 6% опрошенных: "В пивоварнях"; "На выставках или алкогольных ярмарках".

А вот покупают алкоголь россияне чаще всего в крупных сетевых магазинах (56%). Заметно меньше наших сограждан (22%) выбирают специализированные винные магазины. В небольших магазинчиках и ларьках алкогольную продукцию приобретают 8 и 2% россиян соответственно. Другие места предпочитают 5% опрошенных: "Везде"; "Где ближе"; "У поставщиков ресторанного бизнеса".

По мнению опрошенных, нужно применять к производителям некачественного спиртного самые серьезные меры наказания. "Отрубать руки за фальсификат. И это не только алкоголя касается". "Смертная казнь". "Я считаю, что гарантией качества алкоголя является не цена на него. Надо повысить штрафные санкции в отношении производителей. Нашли некачественный алкоголь - штраф 100 миллионов рублей. Все очень просто".

Отрубить, оштрафовать - и немедленно выпить за торжество справедливости.

Почему-то ответ "просто не пить" или "просто не покупать" никто из опрошенных не дал. Видимо, традиции не позволяют…

ОПРОС "РГ"