Жалобы по размещению госзаказов будут рассматривать по-новому

Министерство юстиции РФ зарегистрировало новый административный регламент о порядке рассмотрения жалоб участников госзаказа Федеральной антимонопольной службой (ФАС России).

За время действия предыдущего регламента, который вступил в силу в 2007 году, в законодательстве о размещении заказов произошли существенные изменения. Введен общероссийский портал, электронные аукционы, уточнен порядок защиты предпринимателями своих прав.

Новый документ существенно переписывать не пришлось. "Мы были приятно удивлены качеством старого регламента, поскольку основные его положения не подверглись существенной корректировке и остаются актуальными даже спустя пять лет, - сообщил "РБГ" начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев. - Но новый регламент был нужен. Дело в том, что у нас появились электронные аукционы, а также общероссийский портал. Этого не было в прежние годы. Также изменилась практика по рассмотрению жалоб и проведению при этом внеплановых проверок. И всю эту новую практику нужно было обязательно отразить в регламенте. Это были такие белые пятна, которые мы "закрыли" в подготовленном регламенте".

Кроме того, в документе есть одна очень важная новелла о том, что если по одному и тому же заказу приняты решения центрального аппарата и территориального управления и между ними есть противоречия, то в этой части выполняется решение центрального аппарата. Такие ситуации в практике иногда случаются как из-за несогласованности, так и в случае принятия решения, несоответствующего практике центрального аппарата ФАС России, в результате чего действия по данному размещению заказа могут быть повторно (после решения территориального управления) проверены в центральном аппарате. Поэтому эта новелла регламента важная, и она ставит точку в существовавшей ранее коллизии, какое решение заказчикам и предпринимателям следует применять в таких случаях.

Также в новом административном регламенте нашла отражение и значительная динамика 94-ФЗ в части правоприменительной практики. Как подчеркнул Михаил Евраев, за последние пять лет было внесено много изменений в 94-ФЗ, в том числе и в плане обжалования.

Если бы сейчас можно было подать жалобу в электронной форме, тогда любой студент мог бы за кружкой пива отправить, например, пятьсот жалоб по электронной почте, и деятельность всех заказчиков по стране была бы парализована

Например, в 79-ФЗ от 21 апреля 2011 года (внесение изменений в 94-ФЗ) появились нормы, что обжаловать действия заказчиков в части документации может любое лицо вне зависимости от того, подало оно заявку на участие в торгах или нет. И теперь предпринимателям не надо заранее готовить и подавать заявку, чтобы иметь возможность обжаловать положения документации. Ранее существовала разная судебная практика, и необходимо было в данный вопрос внести ясность.

Более того, участник размещения заказа теперь может не портить отношения с заказчиком (от которых всегда будет многое зависеть, особенно при исполнении контракта), обжаловав документацию не от своего лица, а от лица любой другой компании.

Вторая важная новелла, привнесенная 79-ФЗ и отраженная в новом регламенте ФАС России, - обжалование документации возможно только до момента окончания подачи заявок, чтобы не возникало таких ситуаций, когда компания проиграла, а после этого говорит, что "документация-то торгов плохая была, давайте отменим из-за нее результаты тендера". Смысл норм закона и регламента заключается в том, что жаловаться может любое лицо, но делать это надо вовремя.

В регламенте также уточнены вопросы подтверждения правоспособности заявителя при подаче жалобы, оптимизирован порядок взаимодействия между ФАС России и ее территориальными органами при определении подведомственности рассмотрения жалобы, содержится регламентация вопросов контроля при размещении торгов в электронной форме.

Особенно важен вопрос подтверждения правоспособности, по которому существовали разные подходы в территориальных управлениях ФАС России при приеме жалоб от участников. Теперь все необходимые документы прямо прописаны в регламенте и права предпринимателей защищены значительно лучше. "Если в том или ином территориальном управлении эти нормы регламента исполняться не будут, можно обращаться к нам, в центральный аппарат, и мы будем проводить соответствующие проверки и принимать меры", - предлагает Евраев.

Если говорить о нерешенных проблемах, то сегодня подать жалобу в электронном виде пока не удастся. Как отметил Михаил Евраев, все дело в отсутствии законодательного решения о платности за необоснованные жалобы.

"Если бы сейчас можно было бы подать жалобу в электронной форме, тогда любой студент, придя после лекции домой, мог бы за кружкой пива или вечерним чаем отправить, например, пятьсот жалоб по электронной почте, и деятельность всех заказчиков по стране была бы парализована, - объясняет он. - Этого допускать, конечно же, нельзя. Поэтому без платности жалоб мы не можем перейти на электронное обжалование, что было бы, конечно, намного удобнее и заказчикам, и предпринимателям. Предприниматель бы отправлял жалобу в форме электронного документа, а заказчик сразу получал бы эту жалобу в режиме онлайн. Предприниматель при этом нес бы определенную финансовую ответственность за обоснованность доводов жалобы по аналогии с судопроизводством в нашей стране".

Размер платы за необоснованную жалобу - это вопрос обсуждаемый, но понятно, что это должно зависеть от начальной максимальной цены контракта. С одной стороны, это должны быть деньги, которые было бы жалко потерять просто так, а с другой стороны, плата не должна стать преградой для возможности обжаловать предпринимателем действия заказчика. По мнению Евраева, диапазон - от 10 до 100 тысяч рублей. Повысить качество поступающих в контролирующий орган жалоб необходимо, поскольку в случае поступления жалобы торги приостанавливаются и заказчик иногда несет весьма ощутимые потери времени, требующегося для исполнения контракта. При этом количество обоснованных жалоб составляет менее половины от общего количества поступающих в ФАС России жалоб.