То, что порядок в этой сфере наводить надо, ни у кого не вызывает сомнения, даже у самих торговцев, поскольку за время развития дикого капитализма столица просто превратилась в палаточный городок, где ни пройти ни проехать. Однако в пылу борьбы с "не там стоящими" ларьками, начатой по инициативе мэра Сергея Собянина, не в меру рьяные исполнители из городских префектур посносили и те, что никому не мешали, что вызвало возмущения представителей мелкого бизнеса, владеющих павильонами, поставленными по всем правилам и с разрешения городских властей.
Проблема осложняется еще и тем, что в столице наблюдается откровенный дефицит магазинов "шаговой доступности": по оценке консультанта отдела нестационарной розничной торговли департамента торговли и услуг г. Москвы Алексея Фролова, примерно в 4,5 раза больший, чем в других российских городах-миллионниках. И основная задача "критериев" - этот дефицит минимизировать, одновременно сделав нерациональными для граждан дальние поездки в сетевые супермаркеты. Проект документа определяет "запретные" зоны для размещения ларьков и палаток в зависимости от их площади и категории городских улиц. Скажем, нельзя ставить киоск ближе трех метров от проезжей части, 5 м от подземных переходов, 10 м - от остановок наземного транспорта, 25 м - от входа-выхода со станций метро. Реализация критериев, по его словам, будет способствовать защите прав предпринимателей, объекты которых законно размещаются в местах, попадающих в зоны ограничений, росту деловой активности представителей мелкого бизнеса, развитию городской инфраструктуры. Проект одобрен предпринимателями и городскими префектурами. "Не нашли мы взаимопонимания только с департаментом транспорта", - посетовал Фролов.
"Объекты мелкорозничной торговли, находящиеся в непосредственной близости от остановок общественного транспорта и вдоль маршрутов следования городского транспорта, - сообщил замначальника отдела департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы Виктор Саушкин, - являются объектами притяжения личного автотранспорта, что приводит к заторам и не способствует обеспечению безопасности пассажиров в зонах посадки-высадки. А послабление нормативов размещения палаток вблизи объектов транспортной инфраструктуры приведет к дальнейшему ухудшению ситуации". В общем, департамент транспорта предложил свои критерии. Согласно им, например, на Садовом и Бульварном кольцах киоск должен стоять не ближе пяти метров от края дороги. Учитывая глубину самого киоска, получается, что ширина тротуара должна быть не менее семи метров. Много ли в центре Первопрестольной таких тротуаров?
А в районе остановок киоски должны стоять не ближе 10 метров от остановочного павильона в глубину, то есть примерно в 15 метрах от проезжей части...
"Несколько лет назад, - рассказал "РБГ" индивидуальный предприниматель Олег Мосин, - ко мне обратились представители "транспортного цеха" и попросили разрешения рядом с моей палаткой соорудить автобусную остановку. Теперь же по новым правилам я должен свою палатку убрать!"
Транспортным чиновникам можно только посочувствовать: наследство им досталось тяжелое, обстановка на дорогах "вечнопробочная". Но не палатки же с пирожками в этом виноваты, на самом деле! И в большом городе должны одновременно развиваться и транспортная инфраструктура, и офисы, и торговля. Мелкая розница существует во всем мире, в том числе в европейских столицах; и никому вроде бы не мешает.
Что самое интересное, оба критерия были составлены разработчиками не "от балды", а строго в соответствии с существующими нормативными актами. Просто актов этих пруд пруди, и они подчас противоречат друг другу. Виктор Саушкин привел пример: согласно постановлению правительства Москвы от 25.01.2000 г. N 49 "Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки г. Москвы" ширина пешеходной части на автодорогах 1-го класса должна быть 4,5-7,5 метра, а по постановлению от 03.02.2012 г. N 26 "О размещении стационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" - не менее 3 метров. Оба постановления действуют одновременно...
Когда оппоненты выпустили первый пар, обсуждение пошло более конструктивно. И выяснилось: транспортные чиновники вовсе не против первых критериев в целом! По сути, замечание оказалось одно: киоск все-таки должен стоять на расстоянии 10 метров вглубь от остановки, и не ближе (хотя что при этом помешает водителю бросить авто на проезжей части и пройти не 3, а 10 шагов до палатки?). И несмотря на то что критерии департамента торговли в целом предпринимательским сообществом одобрены, кое-какие претензии к ним есть. Например, чем руководствовались разработчики, определяя исключения (то есть точки, которые могут располагаться менее чем в 3 метрах от проезжей части и 10 метрах от остановки). Здесь можно продавать билеты на транспорт и в театр, прессу и мороженое. А за что наказали пирожки и лимонад? Поэтому "ларечники" внесли встречное предложение: лучше определить, чем нельзя торговать в запретной зоне. "Считаю, что оба критерия нуждаются в доработке, - сообщила "РБГ" президент межрегиональной общественной ассоциации "Деловые люди" Ольга Косец. - Москва слишком большой и разноплановый город для единых правил торговли. И то, что неприемлемо в пределах Садового кольца, вполне имеет право на существование в Чертаново или Измайлово. Например, совмещение остановочного и торгового павильонов".
"К сожалению, ни один из департаментов в своих критериях не дал оценки последствий их внедрения для бизнеса", - посетовал глава Московской ТПП Юрий Азаров. А решений без такого анализа принимать нельзя, тем более в Москве, с которой вся страна берет пример. Но в целом, за некоторыми оговорками, критерии все же были одобрены. Участники дискуссии также намерены обратиться в столичное правительство с просьбой приостановить действие постановления N 26 до выработки единых правил размещения мелких торговых точек. Чтобы не случилось так, что когда правила будут утверждены, размещать станет нечего...