Регионы лишат средств за торможение программы модернизации здравоохранения

Регионы, которые недостаточно быстро осваивают федеральные средства по программе модернизации здравоохранения, будут лишены финансирования, заявила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

Публикуя это сообщение, "Интерфакс" процитировал ее слова: "Своим приказом я приостановила финансирование в июле тех регионов, которые имеют показатели освоения федеральных денег ниже, чем в среднем по стране. До 1 сентября они должны доложить о динамике ситуации в регионе. Если окажется, что продвижений никаких нет, деньги будут отобраны и распределены по эффективно работающим регионам". Особое беспокойство сообщение вызвало у производителей и поставщиков нового оборудования и у компаний, выигравших аукционы на ремонтно-строительные работы. Что же получится - договоры заключены, часть работ выполнена, оборудование поставлено, а денег на их оплату не будет?

Скандальную ситуацию создала Счетная палата, которая к середине июня завершила проверку регионов по выполнению ими программ модернизации здравоохранения. Аудиторы выяснили, что в 2011 году регионы на программы модернизации истратили лишь 177,2 млрд руб., то есть 59,3% от запланированного. И сделали выводы: деньги не были освоены из-за того, что чиновники вовремя не приняли нормативные документы, постоянно изменяли региональные программы модернизации - в общем, погрязли в бумажной волоките. Названы были и регионы-аутсайдеры. Так, в столице освоили лишь 9% от выделенной суммы, в Калининградской, Тульской, Свердловской областях, в Кабардино-Балкарии - 23-25%. Получить комментарии в Счетной палате не удалось: в пресс-службе объяснили, что проводившие проверку аудиторы в отпуске. А в регионах, которые объявили кандидатами на жесткие санкции, вопросам журналиста удивились.

- Комментировать решения минздрава смысла нет, минздрав знает, что делает, - ответил "РБГ" заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. - Если вспомнить, что финансирование программы модернизации началось лишь в апреле 2011 года, то фактически мы двухлетнюю программу должны выполнить за полтора года. И хотя масштаб модернизационных процессов в столице несопоставим с масштабами работ в других регионах, у нас есть жесткий график, который будет до конца года выполнен. Его лично контролируют и мэр города, и руководство департамента.

- Наша область действительно несколько отстает от других регионов, - сообщил "РБГ" министр здравоохранения Калиниградской области Владимир Вольф. - Но по таким важнейшим направлениям, как информатизация и ремонт зданий, наш результат даже выше среднероссийского. Проблемы с освоением финансов на закупки оборудования связаны с эксклавностью региона - многие поставщики отказываются везти его, опасаясь таможенной бюрократии и лишних затрат. Но мы уверены, что до конца года выполним все мероприятия программы полностью.

Примерно такие же ответы мы получили и в министерствах здравоохранения Свердловской и Тульской областей - работы идут, до конца года программа модернизации будет выполнена. Откуда же взялись утверждения об обратном?

Напомним, программу модернизации здравоохранения задумали в 2010 году, когда были увеличены взносы работодателей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 3,1% от фондов заработной платы до 5,1%. Образовавшиеся дополнительные средства в размере 460 млрд рублей премьер-министр Владимир Путин предложил тогда направить на модернизацию здравоохранения - ремонт обветшавших зданий, закупки нового оборудования, повышение доступности медицинской помощи и зарплат врачей, информатизацию отрасли. В преддверии серьезных реформ системы это было вполне оправданным решением - невозможно внедрять новые стандарты лечения и высокие технологии в зданиях с проваливающимися полами и без компьютеров на рабочих местах.

Создавать программы модернизации доверили самим регионам - при условии их софинансирования. Стартовать региональные программы должны были с 1 января 2011 года. Для этого их надо было разработать и представить в Минздравсоцразвития России к 1 октября 2010-го. И это были отнюдь не простые списки нуждающихся в ремонте зданий или приборов. Заявки на ремонты должны были подкрепить сметами, на оборудование - обоснованием и расчетами по подготовке необходимых помещений и переподготовке специалистов, которым предстояло на нем работать. Привыкшие к условиям вечной нехватки средств и указаниям сверху, многие регионы подрастерялись от таких горизонтов. Программы нередко были или чересчур завышенными в ожиданиях, или не подкреплены расчетами. В результате их отправляли на корректировку и доработку, некоторые не по одному разу. Полностью все 83 программы были приняты лишь к июню 2011 года. После чего по закону надо было еще подготовить и провести все конкурсные процедуры.

- От момента самих торгов до оплаты заключенных договоров проходит немало времени, - поясняет Алексей Хрипун. - Поэтому о цифрах, которые прозвучали в справке Счетной палаты, сейчас уже нет особого смысла говорить.

Помимо ремонтных работ и закупок оборудования в эти два года надо было внедрять и новые порядки, и стандарты оказания медицинской помощи, которые позволили бы повысить зарплату медикам, участвующим в их внедрении. Но и тут возникло препятствие, связанное с долгим принятием нового Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", признавала бывший министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.

- Если бы закон, где есть понятие стандартов, был принят в 2010 году или хотя бы летом 2011-го, мы бы уже могли иметь единые федеральные стандарты, - говорила она, комментируя принятие закона. - Сейчас, чтобы не останавливать процесс модернизации, регионы принимают свои стандарты. Это дополнительная, довольно сложная, работа.

Повлияло на выполнение программ и постановление правительства N 881 от 3 ноября 2011 года о порядке формирования начальных цен лотов на отдельные виды медицинского оборудования, вышедшее в свет в тот момент, когда основная конкурсная документация в регионах уже была подготовлена, - многим пришлось готовить ее заново.

Так что проверять выполнение региональных программ стоило бы с учетом всех этих задержек. Однако в предостережении министра здравоохранения есть и особый смысл. Регионам дали понять, что программы модернизации остаются приоритетом нового правительства, и спрос за их выполнение будет жестким.