Публикуя это сообщение, "Интерфакс" процитировал ее слова: "Своим приказом я приостановила финансирование в июле тех регионов, которые имеют показатели освоения федеральных денег ниже, чем в среднем по стране. До 1 сентября они должны доложить о динамике ситуации в регионе. Если окажется, что продвижений никаких нет, деньги будут отобраны и распределены по эффективно работающим регионам". Особое беспокойство сообщение вызвало у производителей и поставщиков нового оборудования и у компаний, выигравших аукционы на ремонтно-строительные работы. Что же получится - договоры заключены, часть работ выполнена, оборудование поставлено, а денег на их оплату не будет?
Скандальную ситуацию создала Счетная палата, которая к середине июня завершила проверку регионов по выполнению ими программ модернизации здравоохранения. Аудиторы выяснили, что в 2011 году регионы на программы модернизации истратили лишь 177,2 млрд руб., то есть 59,3% от запланированного. И сделали выводы: деньги не были освоены из-за того, что чиновники вовремя не приняли нормативные документы, постоянно изменяли региональные программы модернизации - в общем, погрязли в бумажной волоките. Названы были и регионы-аутсайдеры. Так, в столице освоили лишь 9% от выделенной суммы, в Калининградской, Тульской, Свердловской областях, в Кабардино-Балкарии - 23-25%. Получить комментарии в Счетной палате не удалось: в пресс-службе объяснили, что проводившие проверку аудиторы в отпуске. А в регионах, которые объявили кандидатами на жесткие санкции, вопросам журналиста удивились.
- Комментировать решения минздрава смысла нет, минздрав знает, что делает, - ответил "РБГ" заместитель руководителя департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. - Если вспомнить, что финансирование программы модернизации началось лишь в апреле 2011 года, то фактически мы двухлетнюю программу должны выполнить за полтора года. И хотя масштаб модернизационных процессов в столице несопоставим с масштабами работ в других регионах, у нас есть жесткий график, который будет до конца года выполнен. Его лично контролируют и мэр города, и руководство департамента.
- Наша область действительно несколько отстает от других регионов, - сообщил "РБГ" министр здравоохранения Калиниградской области Владимир Вольф. - Но по таким важнейшим направлениям, как информатизация и ремонт зданий, наш результат даже выше среднероссийского. Проблемы с освоением финансов на закупки оборудования связаны с эксклавностью региона - многие поставщики отказываются везти его, опасаясь таможенной бюрократии и лишних затрат. Но мы уверены, что до конца года выполним все мероприятия программы полностью.
Примерно такие же ответы мы получили и в министерствах здравоохранения Свердловской и Тульской областей - работы идут, до конца года программа модернизации будет выполнена. Откуда же взялись утверждения об обратном?
Напомним, программу модернизации здравоохранения задумали в 2010 году, когда были увеличены взносы работодателей в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 3,1% от фондов заработной платы до 5,1%. Образовавшиеся дополнительные средства в размере 460 млрд рублей премьер-министр Владимир Путин предложил тогда направить на модернизацию здравоохранения - ремонт обветшавших зданий, закупки нового оборудования, повышение доступности медицинской помощи и зарплат врачей, информатизацию отрасли. В преддверии серьезных реформ системы это было вполне оправданным решением - невозможно внедрять новые стандарты лечения и высокие технологии в зданиях с проваливающимися полами и без компьютеров на рабочих местах.
Создавать программы модернизации доверили самим регионам - при условии их софинансирования. Стартовать региональные программы должны были с 1 января 2011 года. Для этого их надо было разработать и представить в Минздравсоцразвития России к 1 октября 2010-го. И это были отнюдь не простые списки нуждающихся в ремонте зданий или приборов. Заявки на ремонты должны были подкрепить сметами, на оборудование - обоснованием и расчетами по подготовке необходимых помещений и переподготовке специалистов, которым предстояло на нем работать. Привыкшие к условиям вечной нехватки средств и указаниям сверху, многие регионы подрастерялись от таких горизонтов. Программы нередко были или чересчур завышенными в ожиданиях, или не подкреплены расчетами. В результате их отправляли на корректировку и доработку, некоторые не по одному разу. Полностью все 83 программы были приняты лишь к июню 2011 года. После чего по закону надо было еще подготовить и провести все конкурсные процедуры.
- От момента самих торгов до оплаты заключенных договоров проходит немало времени, - поясняет Алексей Хрипун. - Поэтому о цифрах, которые прозвучали в справке Счетной палаты, сейчас уже нет особого смысла говорить.
Помимо ремонтных работ и закупок оборудования в эти два года надо было внедрять и новые порядки, и стандарты оказания медицинской помощи, которые позволили бы повысить зарплату медикам, участвующим в их внедрении. Но и тут возникло препятствие, связанное с долгим принятием нового Закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", признавала бывший министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
- Если бы закон, где есть понятие стандартов, был принят в 2010 году или хотя бы летом 2011-го, мы бы уже могли иметь единые федеральные стандарты, - говорила она, комментируя принятие закона. - Сейчас, чтобы не останавливать процесс модернизации, регионы принимают свои стандарты. Это дополнительная, довольно сложная, работа.
Повлияло на выполнение программ и постановление правительства N 881 от 3 ноября 2011 года о порядке формирования начальных цен лотов на отдельные виды медицинского оборудования, вышедшее в свет в тот момент, когда основная конкурсная документация в регионах уже была подготовлена, - многим пришлось готовить ее заново.
Так что проверять выполнение региональных программ стоило бы с учетом всех этих задержек. Однако в предостережении министра здравоохранения есть и особый смысл. Регионам дали понять, что программы модернизации остаются приоритетом нового правительства, и спрос за их выполнение будет жестким.