Аналогичный вопрос обиженные "гранды" торговли и пищепрома подняли на совещании в региональном правительстве.
Неужели "мураши" - так поляки окрестили новую формацию пасущихся у них калининградских "челноков" - действительно представляют угрозу продовольственной безопасности региона?
Этот вид челночного бизнеса процветает в эксклаве на протяжении нескольких лет. Сначала предприимчивые граждане, завозившие мелкими партиями недорогие польские сосиски, колбасы, творог, йогурты и прочую провизию, вплоть до хлеба и булочек, действовали подпольно. Распространяли товар по друзьям, знакомым, а когда отряд "муравьев" вырос, стали открывать свои загашники чуть ли не у каждого магазина. Сегодня, по данным из официальных источников, в области действует около трехсот точек сбыта польской еды.
Нельзя сказать, что с нелегалами никто не борется. На границе таможенники периодически ловят "мурашей", конфискуют у них тонны мясных и молочных продуктов, которые по объемам предназначены не для личного потребления, а подпадают под разряд "контрабанды". Активизировалась полиция: по сведениям регионального управления МВД, за 7 месяцев 2012 года на коробейников наложено штрафов на 300 тысяч рублей.
И вдруг крупный бизнес, раньше в упор не замечавший мелких "конкурентов", серьезно обеспокоился. С началом действия безвизового режима Калининградской области с польскими приграничными территориями в продовольственные шоп-туры устремились все кому не лень. А если "самообеспеченцы" пополнят ряды "мурашей"? Это неминуемо приведет к разорению родных кормильцев.
- На мой взгляд, обращение бизнесменов в областную Думу - это попытка взять на испуг: дескать, помрем, если не запретите ввоз польских продуктов. Багажную торговлю, согласен, нужно пресекать, но зачем из этого устраивать шантаж? Летальный исход большинству предприятий в обозримом будущем не грозит, - прокомментировал письмо председатель думского Комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Сергей Щепетильников. - А вот напрячься стоит. Это первый тест на готовность работать в условиях жесткой конкуренции, которая всех ждет с вступлением России в ВТО.
Калининградским сетевикам, проигрывающим конкуренцию полякам по стоимости практически на весь ассортимент товаров, чтобы вернуть нишу на рынке, придется снижать цены, считают эксперты. Калининградцы это оценят: зачем ездить за продуктами через границу, стоять в очередях, терпеть таможенный досмотр, если можно отовариться рядом с домом.