Анна Алексахина: Мне делали мучительный грим

В четверг Первый канал покажет последнюю серию многосерийного фильма по роману Григория Ряжского (книга была номинирована в 2004 году на премию "Букер – Открытая Россия"). "РГ" поговорила с актрисой, сыгравшей главную героиню от 46 до 90 лет

В "Доме образцового содержания" драматическая история одной семьи начинается с 1924 года - до наших дней. Главную героиню - Розу Марковну, жену знаменитого московского  архитектора Дмитрия Мирского, - играют две актрисы: в возрасте с 18 до 45 лет - Валерия Ланская, с 46 до 90 - Анна Алексахина. Корреспондент "Российской газеты" встретилась с народной артисткой России, ведущей актрисой Санкт-Петербургского Театра имени Ленсовета Анной Алексахиной.

Как вы попали в сериал?

Анна Алексахина: На роль Розы Марковны была утверждена очаровательная молодая актриса Валерия Ланская. Пока фильм дошел до зрителя, она уже стала звездой: снялась во многих картинах, выступила в нескольких мюзиклах. Оказалась разноплановой, прелестной актрисой. Фильм был снят в 2009 году, а начали его снимать в 2006-м. Два года он лежал в готовом виде. С Григорием Ряжским, писателем, я познакомилась, когда снималась в фильме "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны". Он был там автором сценария (совместно с Людмилой Улицкой) и сопродюсером. Он обмолвился, что не могут найти артистку в "Дом образцового содержания". Время шло, а для Ряжского этот фильм - "святое", он посвятил роман своей бабушке.

"Никто не соглашается на пластический грим, - сказал он. - Молодые актрисы отказываются от "пластики", а брать трех артисток - молодую, среднего возраста и старуху - это очень сложно". Мне дали сценарий - огромную пачку (фильм был рассчитан на 31 серию). Привезла это в Питер, села читать. Я в жизни встречала таких женщин, как Роза Марковна. Порода, стойкость, мудрость. Общение с ними было драгоценным. Я нашла в этом фильме близкую мне тему. Считаю, что семья - самое главное в жизни. Люди, которые росли в "клане", защищены, как броней, отношениями: тебя всегда поддержат, дадут совет.

Был такой культурный слой, женщины, на которых все держалось. Все тянутся к бабушке, к ее мудрости, теплу, к дому, где тебе всегда рады. Я бы хотела быть такой женщиной, как Роза Марковна.

Что особенно поразило вас на съемках?

Анна Алексахина: Мой первый съемочный день, связанный с путчем 1991 года. Лето, выходной день, полупустая Москва. Танки у Белого дома, оцепление. Я приехала из Петербурга и попала в атмосферу тех событий, которые были воссозданы документально. Некоторые люди в ужасе останавливались: что случилось?! Мне пришлось начинать сразу (моя бабушка носит чай защитникам Белого дома), без разгона, без постепенного погружения в роль. Это рискованно, но интересно.

Режиссер Леонид Белозорович говорил: "Мы снимаем не "мыло", а семейную сагу". Репетировали, спорили, звонили Ряжскому, он приезжал, переписывали сцены. Работа была творческая. Снимались хорошие артисты.

Вам говорили, что есть какое-то сходство между вами и Ланской?

Анна Алексахина: Говорили. Хотя это вышло случайно, ведь меня пригласили неожиданно. Гримеры рисовали нам "общую" родинку на лице. Еще мы обговаривали с Лерой плавную походку, жесты.

Как вас состаривали на 60-70-80-летний возраст?

Анна Алексахина: Мне делали мучительный грим. Натягивали лоб, лицо. Затем мазали голливудскими пастами. Получались морщины. Двенадцать часов выдержать это очень тяжело. На руки клеили какую-то скукоженную бумагу.

У вас даже голос изменился (я хорошо знаю его)!

Анна Алексахина: На озвучании искали тембр, манеру речи. Это была отдельная работа. Моя речь - "рваная", торопливая, импульсивная. А у Розы Марковны совершенно другая: размеренный, спокойный тембр, грудной, немного с хрипотцой.

Какие у вас воспоминания об этой работе?

Анна Алексахина: Самые приятные. Возникли дружеские связи с режиссером, с партнерами. Когда я пришла на площадку и увидела у камеры девушку, то даже расстроилась: оператор - женщина! Всегда хочется, чтобы на тебя смотрел влюбленный мужской глаз. У артистки должен быть роман - в кавычках, конечно - с оператором. Нам ведь важно, как мы будем выглядеть на экране. Светлана Кругликова оказалась изумительным оператором. Такой тонкой была ее работа. Я очень довольна изобразительной стороной фильма. И еще убедилась, что можно так же серьезно, кропотливо снимать сериалы, как и полнометражное кино. Главное, чтобы были профессионалы, а не случайные люди.

Все артисты снимались с удовольствием - это точно. И Женя Добровольская, и Андрей Ильин, Саша Арсентьев, Андрей Смоляков, Владимир Стеклов, Василий Бочкарев. Там много молодых артистов. У нас была возможность подробно обсуждать сцены. Ведь часто бывает так: прибегаешь на съемочную площадку и гонишь километрами текст. Снимаясь в "мыле", сам превращаешься в "обмылок". Не успеваешь познакомиться с партнерами, вникнуть в историю. А тут благодаря хорошей литературной основе и театральным артистам с хорошей школой, мы работали серьезно.

Самое яркое впечатление у меня - от партнерства с Михаилом Жигаловым. Это уникальный артист. Мы оба встречались с молодыми исполнителями наших ролей, договаривались, какие у нас будут общие жесты. Андрей Руденский (Дмитрий Мирский) тоже был очень увлечен работой. Здесь есть человеческая история. Это так редко сейчас случается.

Тяжело вам далась роль Розы Марковны?

Анна Алексахина: Задачи были сложные: сыграть возрастную роль, поиск "пластики", тембра голоса, манер. Как-то Андрей Кончаловский сказал в интервью: "Я не помню, чтобы моя мама сидела без дела. Она всегда была чем-то занята". И я предложила режиссеру: "Давайте займем Розу Марковну делом в каждом эпизоде". Она что-то варит, вяжет, шьет. Я освоила вязание на спицах, швейную машинку - никогда прежде не строчила на ней... Это поколенческая деталь: люди привыкли постоянно чем-то заниматься. Несмотря на возраст, они всегда включены в жизнь, не сидят праздно на диване.

Вы снимались у хороших режиссеров. Но как-то не везло с прокатом: мало кто видел их замечательные работы. Только в 1991 году на Каннском кинофестивале показали картину Рустама Хамдамова "Анна Карамазофф". Незавидная судьба у фильма Дмитрия Томашпольского "Анна Ахматова. Луна в зените", где вы сыграли Анну Пунину. "Отец и сын" и "Русский ковчег" Сокурова знают немногие…

Анна Алексахина: К сожалению, часто то, что меня, как артистку вдохновляет и интересует, не имеет отношения к массовой культуре. Хамдамов - это "кино не для всех". Картина о судьбе Ахматовой с грандиозной работой Светланы Крючковой была показана по телевидению в ночные часы. У серьезного кино сложная судьба. Артистам говорят: выбирайте, снимайтесь в хорошем кино, не тиражируйте образ, не участвуйте в "мыле". А если ты действительно выбираешь, часто у тебя нет надежды, что фильм увидят. Одно удовольствие было сниматься в фильме Владимира Фокина "Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны". Там последняя роль Александра Абдулова... А проката практически не было. Вот так артист стоит перед дилеммой: соглашаться на экшн и "мыло", которые увидят миллионы людей, или относиться избирательно к своим работам в кино, но тогда ты рискуешь, что это останется лишь твоим личным делом.

Театр имени Ленсовета открыл новый сезон. Что вы сейчас репетируете?

Анна Алексахина: Роль Торопецкой, секретарши Немировича-Данченко, в "Театральном романе" Михаила Булгакова. По-прежнему играю Анну Андреевну в "Ревизоре", Мамаеву в пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты", и еще яркие образы в спектаклях "Я боюсь любви" и "Казимир и Каролина".