Стандартное составит основу таксомоторного парка и сможет работать как по вызову, так и "от бордюра", а также будет иметь унифицированный внешний вид (желтый цвет, "шашки", указание тарифов на борту автомобиля). Данный класс, как считают в департаменте, должен стать аналогом доступного общественного транспорта. Для этого планируется ввести единые тарифы, что, по замыслу разработчиков концепции, привлечет пассажиров в сегмент коротких поездок и увеличит легальную часть рынка. Координировать работу московского такси будет единый call-центр.
И хотя в департаменте утверждали, что концепция готовилась "в непосредственном взаимодействии со столичными автотранспортными компаниями", для участников рынка, только-только очухавшихся от введения год назад федерального закона о такси, появление очередного документа, регулирующего этот бизнес, стало не только откровением, но и настоящим шоком. Столкновение противоположных мнений в очередной раз состоялось на "круглом столе" "Реформа столичного такси: совпадут ли ожидания властей, извозчиков и пассажиров?"
Начальник управления департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин пояснил, чем была вызвана необходимость создания концепции: за последние 20 лет рынок таксомоторных услуг в Москве практически не подвергался кардинальным изменениям. Он развивался самостийно, без какой-либо законодательной базы и правил, методом проб и ошибок.
Здесь надо добавить, что ошибок, судя по всему, было предостаточно, и город в итоге наводнила многотысячная армия "бомбил", потеснившая легальных участников благодаря вездесущности и относительной приемлемости цен. И жители не самых отдаленных окраин столицы уяснили: вызвать такси по телефону, чтобы доехать, скажем, до площади трех вокзалов, обойдется как минимум в два раза дороже, чем выскочить на ближайший перекресток и поймать первую попавшуюся "тачку". Что уж тогда говорить о коротких поездках, например, до ближайшей станции метро? Если скооперироваться с соседями по подъезду, то вчетвером расстояние в пару километров можно проехать всего за сотню (на всех получается даже дешевле, чем общественным транспортом). А официальный таксист за такую поездку не возьмется вовсе, предпочитая ехать либо далеко, либо долго, работать по вызову или подбирать увешанных багажом пассажиров у вокзалов и аэропортов.
Но сделать это отнюдь непросто, поскольку близ "хлебных точек" есть своя "мафия" и легальным таксистам получить место там проблематично. Как сообщил "РБГ" гендиректор Новой транспортной компании ("Новое желтое такси") Феликс Маргарян, на железнодорожные вокзалы можно пробиться только через некую управляющую компанию, которой надо заплатить 10% от заказа. В противном случае упрешься в шлагбаум. Еще он обеспокоен тем, что если все официальные такси города покрасят в желтый цвет, его фирма утратит свой бренд...
Спору нет: на рынке таксомоторных услуг давно пора наводить порядок и предложенная городом концепция имеет рациональное зерно: автомобили должны соответствовать определенным стандартам, водители - знать русский язык и ориентироваться в столице как в родном ауле, тарифы - быть предсказуемыми... Да, введение ФЗ-69 о такси за год в два раза увеличило количество легальных извозчиков - до 18 тысяч на сегодняшний момент. Но, наверное, ни в одном другом городе мира, если он, конечно, не в России находится, юрлицо или ИП, сегодня получивший лицензию на перевозку пассажиров, завтра не увидит себя на сайте прокуратуры в списке кандидатов на плановую проверку. И не закладывает в тариф будущие откаты и взятки. А ведь "бомбила" этих проблем в большинстве своем счастливо избегает!
По мнению исполнительного директора Московского транспортного союза Юрия Свешникова, таксомоторный рынок сегодня не выстроен из-за присутствия на нем 40-тысячной армии нелегалов, а борьба с ними если и идет, то вяло. Так, в первоначальной версии ФЗ-69 было написано, что "борьба" должна была начаться 21 января 2012 года. Однако весной депутаты внесли в закон поправки, переносящие начало схватки на 1 июля. Уже прошел месяц с гаком. И противник понес тяжелые потери: по словам Дмитрия Пронина, на "бомбил" составлено 665 административных протоколов, 319 автомобилей отправлено на штрафные стоянки. Юрий Свешников тут же заметил: "одна из этих машин была нашего союза - с разрешением, таксометром, со всеми бумагами. Пока разбирались, машина две недели простаивала. Нам грозило 200 - 300 тыс. руб. штрафа. Частник без разрешения в этом случае заплатил бы 3 - 5 тыс. Получается, выгоднее работать втемную".
"В представленной концепции никаких механизмов борьбы с нелегалами нет, - добавил Юрий Свешников. - Судя по всему, они должны отмереть сами по себе как класс, когда вдруг по мановению волшебной палочки в городе появится 55 тысяч такси - красивых, хороших, одного цвета и одного модельного ряда. И получается, что финансовые риски борьбы с нелегалами и административные риски ложатся на плечи перевозчиков".