Новости

14.08.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Поправить имидж

Сегодня 60% крупных российских холдингов ведут собственную политику в области корпоративной социальной ответственности
Сегодня большое количество молодых людей создают собственные компании или уже успешно занимаются предпринимательством в различных сферах. Это показатель того, что происходит постепенное возрождение статуса предпринимателя, особенно в молодежной среде, приходит понимание полезной функции людей, создающих собственный бизнес. Об имидже отечественного предпринимателя и социальной ответственности с корреспондентом "РБГ" побеседовал директор направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив Владимир Яблонский.

- Какой имидж сложился сейчас у российского предпринимателя?

Владимир Яблонский: Пока в большинстве своем предприниматель воспринимается как человек, решающий исключительно собственные задачи по извлечению прибыли. И здесь отчасти есть "заслуга" поколения бизнесменов, эпатировавших своими поступками, "сорящих" деньгами, противопоставляющих себя остальному обществу.

- Как же сформировать правильный имидж успешных людей, которые работают, созидают, делают что-то действительно полезное для страны?

Яблонский: Это сегодня одна из важнейших задач. АСИ реализует ряд инициатив, которые могли бы этот процесс запустить. Мы активно работаем над программами, связанными с имиджем социальных предпринимателей, тех людей, которые занимаются решением практических задач в социальной сфере, развитием рынка социальных услуг, тех, кто инвестируя в собственный бизнес, думает и о пользе обществу.

- Что именно делает АСИ?

Яблонский: Агентство провело недавно большую кампанию в этой области. Жители столицы могли видеть на улицах плакаты со слоганами: "Социальное предпринимательство - детские сады без очередей, медицинская помощь без опозданий, трудоустройство без преград". Многим эта фраза, наверное, не очень понятна, ведь социальное предпринимательство в нашей стране пока слабо развито. Сейчас доля предпринимателей, работающих в социальной сфере, ничтожно мала. Для примера: в Великобритании этот показатель близок к 20%, вклад социальных предпринимателей в ВВП страны достигает 8,4 млрд. Именно эта категория бизнеса готова наряду с государством решать задачи, стоящие перед социальной сферой, развивать качество и доступность социальных услуг.

Необходимо, чтобы социальное предпринимательство стало престижным в нашей стране и дало импульс положительным изменениям.

- Как этого добиться?

Яблонский: Для поддержки лидеров социальных инициатив АСИ выступило генеральным партнером ежегодной премии "За вклад в развитие и поддержку социального предпринимательства в России", которую инициировал Фонд региональных социальных программ "Наше будущее". АСИ само учредило две специальные номинации. Лауреатом премии 2012 года стал проект "Межрегиональный агрокомплекс "Школа фермеров", лидер которого Вячеслав Горелов - предприниматель из Ильинского района Пермского края, через приобщение к сельскому труду и открытие крестьянских фермерских хозяйств помогает молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Ежегодно в рамках этого проекта решают вопросы социальной адаптации, получения профессии, трудоустройства, обеспечения жильем 60 молодых людей.

- Еще есть примеры?

Яблонский: В АСИ обращаются сотни предпринимателей, которые уже многого достигли, построили. Им удалось создать сотни рабочих мест и помочь тысячам людей. Информация об этом должна быть доступной, необходимо рассказывать об их успехах и тиражировать опыт. Люди сейчас так устали от негатива, льющегося с экранов ТВ и со страниц газет, что сюжеты о работающих и созидающих положительных героях, их реальных успехах необходимы как "антидепрессанты". Создать поток позитивных новостей о том, что же хорошего делается в стране новой волной предпринимателей, очень важно.

- По каким направлениям вы работаете?

Яблонский: С одной стороны, идет регулярное взаимодействие со средствами массовой информации, с интернет-аудиторией, об успешных инициативах предпринимателей мы рассказываем в Twitter и Facebook. Осенью мы планируем провести масштабный Социальный форум, на котором помимо обсуждения вопросов социальной политики будут представлены уже реализуемые практики, развивающиеся во всех регионах РФ. Но самое главное направление - это, конечно же, помощь и тиражирование проектов с очевидным социальным эффектом. Нам важно "заражать" новых предпринимателей подобными проектами, продвигать их по стране.

- Каким вы хотите видеть российского предпринимателя, какими чертами характера он должен обладать?

Яблонский: Рассуждая на эту тему, следует отметить, что этот человек должен, в первую очередь, любить нашу страну, относиться к ней бережно и стремиться изменить жизнь в России к лучшему. Быть нацеленным только на получение прибыли - это, наверное, не совсем правильная позиция, хотя это и неотъемлемая часть предпринимательства. У каждого проекта в АСИ есть такой показатель, как эффективность, то есть любая инициатива должна либо снижать издержки государственного бюджета, либо обеспечивать людей дополнительными, измеримыми благами.

- Вы имеет в виду социальную составляющую?

Яблонский: В направлении "Социальные проекты" АСИ есть пул инициатив по поддержке лиц с ограниченными возможностями, детей, пожилых людей. Мы считаем, и это подтверждает мировая практика, социальное предпринимательство помимо помощи людям может быть и рентабельным бизнесом. Например, мы сейчас поддерживаем проект, связанный со строительством резиденции для пожилых людей. Это здание даже язык не поворачивается назвать домом для престарелых. Это просто объект совсем другого типа, он создает комфортные условия жизни пенсионеров, которые по тем или иным причинам попали в трудную жизненную ситуацию. Пять подобных центров уже построены в регионах, в частности, в Кировской и Калининградской областях. На прошлой неделе такой же открыли в Подмосковье, в поселке Улиткино. Пока он будет работать как платный центр, своего рода специализированный дом отдыха, но мы в АСИ как раз работаем над тем, чтобы снизить стоимость проживания в нем для пожилых людей, чтобы это вписывалось в программу, софинансируемую государством. То есть разрабатываем финансовую схему с применением механизмов государственно-частного партнерства, при которой туда легче будет попасть нуждающимся пенсионерам. В рамках проекта в течение пяти лет будет взято в управление и реконструировано еще 8200 мест, в том числе в существующих учреждениях социального обслуживания.

- Увеличивается ли доля бизнеса, реализующего программы корпоративной социальной ответственности?

Яблонский: Число таких компаний растет. Сегодня 60% крупных российских холдингов ведут собственную политику в этой области. На базе АСИ мы создаем Ассоциацию социально-эффективного бизнеса, которая объединит усилия таких компаний и привнесет бизнес-подходы в решение социальных задач.

Экономика Бизнес