15.08.2012 14:14
    Поделиться

    Эвелина Фишер: Разведчик Абель уговорил Петра Капицу вернуться в СССР

    Мир тесен. Если бы не разведчик Вильям Фишер (он же Абель), мы бы с вами вряд ли наслаждались телепередачами и общением с ушедшим Сергеем Петровичем Капицей.

    Заметьте, что родился он в Кембридже в 1928 году, где работал его отец Петр Леонидович. Капица приехал в Великобританию с разрешения Советов еще в 1921 и проявил себя блестящим ученым. Сам великий Резерфорд, поначалу относившийся к молодому российскому теоретику с некоторым скептицизмом, сделал его свои замом по лаборатории в Кэвендише.

    Карьера складывалась фантастически успешно. В 1929 году постоянно живущий в Англии россиянин становится членом Лондонского королевского общества. Благодаря усилиям Резерфорда его любимому ученику Капице выделяется немалая по тем временам стипендия в 15 тысяч фунтов.

    Но вдруг Капица бросает все и уезжает в СССР. Отъезд его стал полной неожиданностью для английских коллег. В Англию Петр Леонидович больше не вернулся.

    О том, что же произошло, мне рассказала Эвелина Вильямовна Фишер, дочь разведчика-нелегала Вильяма Генриховича Фишера, больше знакомого читателю под фамилией Абель. В те годы он как раз трудился в Англии. Итак, слово Эвелине:

    - Много ходило слухов, что отец в Англии встречался с Капицей. И уговорил знаменитого ученого вернуться в Советский Союз.

    Встречался он с Капицей в Англии или нет? Мне было тогда 6-7 лет, и нам с мамой папа не докладывал. Но уже перед уходом отца, когда он болел, однажды сидя на диване даже не признался, а вымолвил, что взял грех на душу. Приказали ему выполнить задание самого товарища Сталина: вернуть Капицу на Родину. Сначала ничего не выходило, хотя и письма Капице из Москвы писали, и посланцев всяческих засылали. Но Капица в СССР не собирался. Понимал, к чему у нас катится. И вождь прикрикнул, чтоб вернули, а "повесили" задание на папу.  Для него дело нетипичное: со своими, с советскими, он, как и почти все нелегалы, не работал. Это было запрещено. Но приказ вождя, и нелегальная разведка отошла от общепринятых правил.

    Талантливый и молодой Петр Леонидович работал с радостью. Карьера блестящая, многообещающая. Какая Москва, когда уже приходила к Капице всемирная известность.

    Но отец, он рассказывал об этом без всякой радости и гордости, уговорил. Встречался, нажимал на то, что ждет Петра Леонидовича Капицу на Родине огромная и захватывающая работа над новым и амбициозным проектом, может, нечто связанное с атомом? У отца получилось.

    И отношения какие-то сохранились, хотя Капицу за границу больше не выпускали. Догадался он потом - не догадался, кто же такой поживший в свое время в СССР инженер Вилли Фишер, который так уговаривал его вернуться? Думаю, что все понял.

    Был период в 1939-м, точнее 31 декабря 1938-го, когда папу выперли из органов, он два года работал на заводе. Тогда до 1941-го у нас дома в Москве фамилия Капицы мелькала в связи с переводами. Конечно, они были знакомы. Капица, который никого не боялся, был связан с Патентным бюро и папа через него получал переводы. Отец сидел без работы, это очень помогало. Папу это искренне радовало и удивляло. Многие от него тогда отвернулись. Но не Капица.

    Вот и весь рассказ. И сейчас, когда ушел сын Петра Леонидовича, мне подумалось, что мы могли бы и не услышать интереснейших рассказов его сына Сергея Петровича Капицы, которыми он радовал нас с 1973 года. Но разведчик Абель честно выполнил задание. И телезнакомство состоялось.

    Поделиться