14.08.2012 23:20
    Поделиться

    Жители многих российских городов могут остаться без свежих газет

    Жители многих российских городов могут остаться без свежих газет и журналов. Только за последние три года в России был закрыт каждый пятый киоск, торгующий прессой, утверждают эксперты рынка.

    Распространители и издатели прессы намерены даже поставить вопрос о господдержке своей деятельности, рассказали "РГ" участники рынка.

    О том, что проблема назрела, говорят и сообщения собкоров "Российской газеты". В Самаре зимой и весной этого года остро встал вопрос о закрытии каждого третьего киоска, сообщили в местной "Роспечати". В Тольятти из 115 киосков "Роспечати" на грани закрытия оказались 26 точек. Во Владивостоке, по официальным данным, в этом году киоски не закрывались. Но их количество резко сократилось год назад. Из 75 остались только 52, рассказали в одной из компаний по продаже прессы.

    И есть риск, что этот процесс будет набирать обороты. Например, в Саратове в прошлом году было 400 точек по продаже газет, а по новой схеме размещения нестационарных объектов розничной торговли, утвержденной мэрией, их должно остаться 150. По данным экспертов, это приведет к падению продаж печатной продукции по меньшей мере на четверть. Практически везде называют одни и те же причины, из-за которых сокращается количество газетных киосков.

    Одна из них - планы местных властей по облагораживанию территории. Они требуют убрать их с магистральных улиц, дорог, остановок транспорта. И утверждают, что киоски якобы перекрывают горожанам путь к местам общего пользования, нарушают безопасность движения. Правда, конкретных примеров, когда точки прессы действительно кому-то мешают, мы в сообщениях с мест не обнаружили.

    Часто, надо сказать, власти требуют от предпринимателей не снести торговую точку, а заменить ее на новое, более современное и эстетичное сооружение. Иногда это приносит свои плоды. Но проблема в том, что это требует дополнительных расходов предпринимателей, но не у всех есть на это деньги. Каждая новая конструкция стоит около 350 тысяч рублей, рассказали в одной из сетей по продаже прессы Владивостока. Сложности у предпринимателей возникают и при перезаключении договоров по аренде земли. "Согласовывать выделение земли под киоск необходимо в таком множестве инстанций, словно я собираюсь торговать водкой, а не газетами", - сетует руководитель предприятия "Пресса" из Якутска Петр Гуляев. Чтобы торговать периодикой хотя бы с нулевой рентабельностью, нужно не менее 65-80 газетных киосков, подсчитал он. Раньше так и было. А сейчас осталось всего 36 точек.

    Бизнес пробует освоить новые схемы распространения прессы. В Екатеринбурге ее продают не только на улице, но и в разных учреждениях - например, больницах, стойки со свежими газетами устанавливаются во многих магазинах, рассказывает начальник информационно-аналитического департамента администрации города Сергей Тушин. Но приживаются нововведения не везде. В Саратове некоторые издания пытались устроить мобильные конструкции самообслуживания в городском электротранспорте. Увы, пассажиры оказались не очень честными: газеты из ящика брали, но платить "забывали". А сетевые магазины города берут на распространение в основном развлекательную и желтую прессу, отказывая в доступе на свои прилавки ежедневным федеральным изданиям.

    Но как бы то ни было, главная проблема - в самом отношении местных властей к распространителям печати, уверен председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин. Ведь газетные киоски в отличие от точек, торгующих сигаретами или шаурмой, убыточны. И потому муниципальные чиновники просто мечтают их уничтожить, говорит собеседник "РГ". В Москве киоски удалось недавно отстоять только благодаря вмешательству руководства города, говорит Оськин. И считает, что издание и распространение прессы надо поддержать на государственном уровне. Во Франции каждый киоск получает субсидию в три тысячи евро, Европарламент принял решение обнулить НДС на печатную прессу, приводит пример эксперт. В России, по его словам, тоже следует разработать аналогичные меры, их можно будет прописать в проекте закона о господдержке СМИ, полиграфии и книгоиздательства.

    Проблемы с распространением наносят удар и по издательской деятельности, напоминает президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Моисеев. Особенно страдают издания, которые в основном зависят не от рекламы, а от продаж. Пока каждая территория, предъявляя требования к киоскам печати, играет по своим правилам - даже не региона, а муниципалитета, и это вызывает массу перегибов на местах, говорит Моисеев. По его мнению, надо вести речь о неких общих подходах, их можно было бы, например, выработать в Москве и области, а потом распространить по всей стране. Есть смысл подумать и о введении льгот, но договариваться о них, предупреждает эксперт, должны вместе распространители, издатели и власть, чтобы, получив преференции, продавцы прессы не воспользовались ими исключительно в собственных целях.

    Поделиться