Чтобы выработать стиль начинающим в любом деле хорошо бы покопировать классиков, ну или хотя бы тех, кто успешен в нужной области. В данном случае речь идет о мультфильмах. Но в какой-то момент можно закопироваться: просто менять собачек на кошечек, разбавлять это не совсем удачными шутками, но не привносить ничего нового. Вышел из кино и не вспомнил, что смотрел. Грустно. В последнее время с нашими мультфильмами происходит именно это. "От винта" - не исключение.
В этом мультфильме запоминается яркость: красавица самолетик Молния нежно-фиолетового цвета, небо ослепительно голубое... Тут не придраться: детям нужны красочные рисунки. Из того, что можно записать в плюс - отсутствие глупых и пошлых шуток, которые все чаще стали появляться в мультфильмах. И еще достаточно милый, хоть и наивный, главный персонаж - истребитель Су-37 по имени Витязь. Он иногда переминается почему-то с колеса на колесо и напоминает породистого британского кота, так и кажется, что сейчас замурчит. Сюжет же скучен и затянут. Полтора часа просмотра, пара морализаторских фраз вроде: "Жалость к себе - это трусость", - и все в конце будет хорошо. Но только ничего нового. Голливудские "Тачки" заводили детей с полуоборота, недаром ведь через пару лет вышло продолжение.
На показе "От винта" дети заскучали. Уже ясно, российское небо, скорость, бочки, петли и другие фигуры высшего пилотажа их не увлекли.
А мы после мультфильма обратились к известному режиссеру Юрию Норштейну: что он думает о нынешнем состоянии мультипликации у нас в стране?
Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, режиссер анимационного кино
Прошел год после встречи мультипликаторов с правительством страны, где мы говорили о судьбе "Союзмультфильма". Ситуация принципиально не изменилась. Мы просили для студии особый статус, чтобы ее поднять из руин, - она действительно погибшая. На ее возрождение и ее творческий корпус нужны специально выделенные деньги. Для этого нужно подготовить выпуска три мультипликаторов и один-два выпуска режиссеров, потому что профессиональных мультипликаторов сегодня катастрофически не хватает.
Сегодня молодой мультипликатор непременно считает, что должен быть режиссером, мгновенно. Наше поколение лет восемь постигало эту профессию. Не постигнув тайн мультипликационной игры невозможно быть ее режиссером. Нужно пройти серьезную мультипликационную практику. Но при этом должна быть возможность не думать о деньгах: будет у меня завтра заработок или нет. Эта сумасшедшая, созданная сейчас, система тендеров, ничего иного не породила, кроме желания мгновенно получить деньги. Не важно, под какое кино. Поэтому сценарии не прорабатываются. Результат мы видим на экране.
К сожалению, произошла еще одна вещь. Мы просили, чтобы нам выделили особые деньги на мультипликацию. Их выделили, примерно в размере 300 миллионов рублей или даже больше . Но куда пошли эти деньги? Успешным продюсерам, на сериал "Смешарики", у которого и без того все благополучно в финансовом плане. Стыд и неловкость по отношению к своим коллегам в сообществе мультипликаторов ушли - и это потеря не меньше, чем профессиональная.
Что-то положительное, конечно, у киностудии происходит, проводится косметический ремонт, подыскивают новое помещение. В Москве построено много новых кинотеатров, но на "Союзмультфильм" никто не обращает внимания.То, что будут смотреть дети до пяти лет, такими они будут и после пяти. Ведь до пяти лет ребенок насыщается всем: эстетикой, мыслью, драматургией. И если он пройдет кривые уроки, то он будет кривой и в будущем.
Да, мы часто копируем зарубежные мультфильмы. Это идет от жажды коммерческого успеха. Мы думаем: ну если диснеевская мультипликация имеет коммерческий успех, мы здесь рванем и получим по полной программе! Сравните последние два десятилетия с предыдущей работой мультипликации, какое было разнообразие творческих почерков - что ни имя, то свой кинематограф: Анатолий Петров, Леонид Носырев, Эдуард Назаров. А сегодня мы лишь стремимся любыми способами сшибить бабло.