Выходит, зарабатывать сегодня надежнее всего на продовольствии, на мировом рынке оно дорожает с каждым днем. И эта тенденция продолжится. Однако большинство экспертов, российских аналитиков фондового рынка, опрошенных "РГ", советуют простым гражданам даже не смотреть в ту сторону. Пока это удел профессиональных инвесторов и брокеров. Да и то на зарубежных площадках, например, на Чикагской бирже. А в России их практически нет.
И потом не все продовольствие становится биржевым товаром. В основном это зерно и кукуруза, которые продаются по фьючерсным контрактам (это соглашения о купле или продаже в определенном количестве в зафиксированный срок в будущем по цене оговоренной сегодня). Здесь без специальных знаний не обойтись. Но зато профессионалы действительно могут поймать удачу, переориентировавшись с баррелей на бушели.
Еще в феврале доходность по вложениям в нефть составляла примерно 80 процентов, то в августе из-за обвала цен в начале лета - всего 50 процентов. По оценкам западных аналитиков, самым доходным активом в этом году оказалась кукуруза. Цены на нее из-за засухи в США выросли на 150 процентов. На засухе сейчас играют многие спекулянты. Фьючерсные контракты на пшеницу тоже растут в цене, достигая на мировых биржах 940 центов за бушель (345 долларов за тонну).
Начинающим даже крупным инвесторам рынок может преподнести сюрпризы. Например, перепродать контракты надо успеть до момента реализации, поясняет специалист аналитического портала Investfunds Анастасия Маринина. А то получишь танкер с тоннами реальной пшеницы. Однажды, по ее словам, с одним из наших инвесторов, вложившим крупное состояние в нефтяные фьючерсы, такой казус случился. Не успев вовремя реализовать на бирже фьючерсный контракт, он получил извещение о приходе в порт танкера с нефтью, который должен был реализовывать.
В России тоже есть биржевая торговля продовольствием. На объединенной бирже ММВБ-РТС есть небольшая секция срочного рынка, работающая с фьючерсными контрактами на сахар и пшеницу, но с оглядкой на западные котировки, что не выгодно для массового инвестора. "Если бы товары торговались за рубли и устанавливали цены, которые складываются в России, это было бы интереснее для инвесторов", - говорит зерновой аналитик Дмитрий Сисюкин. Есть еще товарная Санкт-Петербургская биржа, торгующая фьючерсами на кукурузу, хлопок, пшеницу. Но объемы там слишком малы и поставщики на них не ориентируются.
Что касается российского фондового рынка и единичных крупных сельскохозяйственных компаний на нем, то они представляют малоприбыльную картину. "Если растет цена на пшеницу, то это не значит, что растут ценные бумаги таких компаний", - говорит Маринина. И приводит динамику роста акций наиболее заметной на фондовом рынке крупной аграрной группы, специализирующейся на производстве, первичной переработке и реализации зерна, свеклы, сахара. За год акции этого сельхозпроизводителя упали на 51 процент. С цены за одну бумагу в 35,7 рубля до 18,3 рубля. "Это пример того, что товарные продовольственные рынки хоть и находятся в хорошем состоянии и сбыт сельхозпродукции растет, но компания не очень хорошо себя чувствует. В том числе из-за высокой долговой нагрузки, недоверия инвесторов к этой отрасли", - говорит Маринина. Кроме того, по ее словам, сложно давать прогнозы по мировому продовольственному рынку. Будут ли дальше расти цены на пшеницу и кукурузу или остановятся, неизвестно. "Они достигли исторических максимумов с 2008-го, и в данный момент на рынке наблюдается коррекция", - соглашается с ней Дмитрий Сисюкин. По его словам, говорить о продолжении роста котировок возможно только после того, как они пробьют цены выше локальных максимумов и закрепятся на них.
Впрочем, отмечают эксперты, интереса к товарным продовольственным рынкам со стороны рядовых российских инвесторов они не ждут. Проще и понятней использовать такой привычный инструмент сохранения сбережений, как валюта, напоминает Анастасия Маринина. И как ни странно, но по-прежнему, самую высокую годовую доходность - 8 процентов - сегодня демонстрирует доллар. Евро за год сдал на 6,5 процента. На фондовый рынок рассчитывать тоже сейчас не приходится. Он слабеет и все менее активен. В столь неопределенную пору ориентироваться можно только на рынок недвижимости и банки.