Мэром Сергеем Собяниным уже подписаны два правительственных распоряжения, согласно которым в департамент соцзащиты передаются 53 учреждения, которые сейчас в ведении другого департамента - семейной и молодежной политики. Кстати, и его не упразднят. По словам Печатникова, он будет заниматься работой с молодежью и семьями.
Больше того, соцзащита возьмет в свои руки функции опеки и попечительства - до сих пор они были в муниципалитетах. "Но эта политика себя не оправдала", - признает Печатников. По его мнению, Москва, например, "отстает по показателям усыновления". Теперь департамент соцзащиты, кроме стариков и инвалидов, будет защищать и детей-сирот.
За комментарием журналист "РГ" обратился в департамент соцзащиты населения Москвы.
- В связи с новыми полномочиями у нас появятся два новых управления, - сообщила первый заместитель руководителя департамента соцзащиты Ольга Грачева. - Одно займется организацией социально-экономической помощи семье и детям. В Москве десятки учреждений, занятых именно поддержкой семьи и детей, но они рассредоточены по разным ведомствам. Теперь к нам переходят из департамента семейной и молодежной политики 26 центров помощи семье и детям. Аналогичные отделения есть и при наших ЦСО. Мы занимались родственными вопросами. Теперь появится возможность не только более рационального использования бюджетных средств, но и комплексного обслуживания семей. Потому что кроме этих центров нам передаются детдома, еще один социальный приют для детей и подростков (остальные и так были при нашем департаменте), московская служба психологической помощи населению, городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц" и ряд других.
Второе управление будет заниматься непосредственно защитой прав детей-сирот, курировать детдома, школы-интернаты, где они обучаются. Изменения коснутся и сферы опеки и попечительства. До сих пор как было? Допустим, опекуна ребенку назначают органы при муниципалитетах, их работу координирует департамент семейной и молодежной политики, а все социальные выплаты - за нами. Теперь к нам переходят функции регионального оператора банка данных всех сирот, которые нуждаются в семейном устройстве, будь то усыновление, патронат, опекунство или приемная семья. Сейчас любое административное решение по ребенку-сироте проходит многочисленные согласования. Когда все сосредоточится в одних руках, будет меньше проволочек и больше порядка. Один департамент будет нести всю полноту ответственности за судьбу ребенка. Такая реорганизация должна решить сразу несколько задач: оптимизировать всю сеть учреждений, работающих с семьями с детьми, устранить межведомственные барьеры, повысить качество оказания помощи семьям с детьми и сиротам, оставшимся без родительского попечения.
В ближайшее время нам предстоит подготовить изменения в законодательство, разработать единые нормативы, стандарты и регламенты оказания государственных услуг.