И то верно, он человек, но ведь эдакий особенный, что ли... Скажем деликатно, человек с большой ответственностью, но и с большими возможностями. Однако английский закон не предусмотрел никаких поправок для граждан, разместившихся на разных ступенях общественной иерархической лестницы : все перед ним равны - и премьер-министр, и уборщик премьерской канцелярии. Разве что первый должен быть прозрачнее второго.
- Иметь дома можно и за границей, и где угодно можно открывать банковские счета, - разъяснил "Российской газете" официальный представитель Секретариата Кабинета министров. - И в этом смысле ровным счетом ничем ни министр, ни глава правительства, никакой иной государственный чиновник не отличаются от любого гражданина Соединенного Королевства. Главное, исправно платить налоги со всех своих доходов. Но при этом ключевым моментом для правительственного чиновника является обязательная регистрация любых посторонних доходов - будь то акции, прибыль от коммерческой сделки или недвижимости. Специальный свод правил, именуемый Кодексом министров, обязывает правительственного чиновника регистрировать абсолютно любого рода финансовые поступления.
- А что будет, если он не зарегистрирует? - поинтересовалась я.
- Тогда будет проведено внутреннее расследование. Этим может заняться сам департамент, где служит чиновник, или же премьер-министр может поручить своему специальному советнику по вопросам министерского кодекса проверить имевший место конкретный случай.
- Иными словами, все нарушения будут разбираться за закрытыми дверями самого ведомства?
- До той меры, пока инцидент носит незначительный характер. Если и как только встанет вопрос о серьезных нарушениях, за которыми может скрываться коррупция, мошенничество, расследованием займется полиция.
- Могу ли все же поинтересоваться, многие ли британские министры имеют дома или кваритиры за пределами своей страны?
- Не думаю, что многие. Но такие определенно есть. Это достаточно популярно для британцев иметь второй дом где-нибудь во Франции или в Испании.
Точно такой же ответ на аналогичный вопрос получила я от официального представителя Комитета по стандартам и привилегиям Палаты общин британского парламента. А вопрос этот задавала я Вестминстеру потому, что у парламента есть свой собственный профессиональный этический кодекс, расписанный специально для народных избранников. Также же как и министры, депутаты регистрируют все свои финансовые поступления, при этом даже задержка в регистрации уже засчитывается как нарушение.
Между тем
Трехлетней давности публичный скандал, обозванный землетрясением в Вестминстере, вывел на чистую воду всех не чистых на руку депутатов. Британские журналисты в итоге тщательно спланированной операции выявили тех, кто мелко, но гнусно мошенничал с денежками налогоплательщика, выуживая фунтики стерлингов кто на собачьи консервы, кто на мифического садовника. И дело внутренним расследованием за стенами древнего Вестминстера отнюдь не ограничалось. Полиция взялась за мошенников, прописавшихся на депутатских скамьях. И никакого особого закона вводить не потребовалось. Хватило единого для всех - уголовного.