Поделиться

    РФ и Белоруссия наладят кооперацию в производстве силовых установок

    Минские тягачи держат на своих плечах ракетный щит Союзного государства
    В советские времена продукцию этого предприятия вывозили по ночам, под покровом брезента и облаков, чтобы не засекли вражеские спутники-шпионы. На "многоножках" минского производства базировался ядерный щит страны.

    Завеса секретности была настолько плотной, что имя их создателя - главного конструктора Бориса Львовича Шапошника - было известно только посвященным. В секретных документах на присуждение Ленинской премии и звания Героя Соцтруда Шапошник в одном ряду с атомщиком Курчатовым и ракетчиком Королевым. Многоосные - до 12 пар колес - вездеходы, способные перевозить грузы в сотни тонн, не имели равных в мире. А что в арсенале предприятия сейчас?

    ...Поднимаюсь на двухметровую высоту в кабину. Здесь все по-спартански: нет даже амортизирующих накладок из полиуретана, ремней безопасности. На приборной панели - с десяток циферблатов и датчиков, кнопок и тумблеров.

    Вот за спиной заурчал 8-цилиндровый ярославский дизель. Устраиваюсь поудобнее на дополнительном сиденьице, установленном посредине кабины над масляным баком гидромеханической коробки передач, и наш трехосный вездеход выруливает на Минскую кольцевую автодорогу.

    Грузовик, несмотря на солидные габариты, плавно вливается в напряженный транспортный поток. Ширина у него в пределах Правил дорожного движения, скорость - до 90 километров в час.

    Но это на шоссе. А на бездорожье? Сейчас проверим! Лишь немного сбавив скорость, вездеход ныряет в лес, на разбитую грунтовку. В кузове - четырехтонный балласт. Это в несколько раз меньше допустимой нагрузки, но все-таки делает ход машины на пересеченной местности достаточно плавным. Водитель-испытатель Валерий Шелег уверенно крутит баранку. За 40 с лишним лет работы он изучил вездеходы до мельчайших подробностей:

    - Подвеска всех колес независимая, так что даже на глубоких ухабах каждое цепляется за грунт, и машина движется дальше. Подкачка шин автоматическая. Видите в крыше большой люк? Можно быстро покинуть вездеход в случае ЧП или установить там пулемет. Машина-то, не забывайте, военная. Хотя, думаю, и для нефтяников, газовиков, геологов тоже вполне подойдет...

    Поколесили по песчаным дюнам, а я с некоторым сожалением ловлю себя на мысли, что поставить машину в критическую ситуацию, чтобы сполна испытать ее возможности, не удалось. Белорусские кочки ей нипочем. Наш шеф-пилот, однако, рассказывает, что после иных поездок по бездорожью с машин счищают до 7 тонн грязи. Проверено на весах.

    На время испытаний машины оснащаются множеством датчиков, приборов, экспериментальных узлов и деталей. И во всем этом водителю нужно досконально разбираться.

    Валерий Сергеевич работал еще при легендарном Шапошнике. Однажды, испытывая очередную многоосную модель, водитель умудрился ее перевернуть. Ждал разноса. Но Борис Львович лишь расспросил, при каком крене произошло опрокидывание, как работала подвеска, трансмиссия, - похвалил за смелость и распорядился поощрить испытателя премией. Экстремальный случай позволил усовершенствовать машину.

    Генеральный директор ОАО "Минский завод колесных тягачей" Виталий Вовк не скрывает, что последствия трудностей, с которыми столкнулось после распада СССР машиностроение, все еще ощущаются. Двадцать лет назад молодежь бежала с заводов, людям платили мизер, поэтому сейчас 40-50-летних инженеров, управленцев, высококвалифицированных рабочих не хватает.

    Но ситуация выправляется. На МЗКТ работают три кафедры Белорусского национального технического университета, где ведется подготовка специалистов. Крепнет сотрудничество с Национальной академией наук. Сейчас МЗКТ производит технику четвертого поколения, соответствующую мировому уровню, активно работает над машинами следующей генерации:

    - На наших шасси с колесной формулой 8 на 8 базируются российские комплексы "Искандер", С-400, "Бастион", "Бал", "Торнадо", - рассказывает Виталий Вовк. - Выпускаем полуприцепы для ЗРК С-400. Работаем над машинами для перевозки крупногабаритных тяжелых грузов в нефтегазовом комплексе. Недавно выиграли тендер на поставку тягачей для компании "Сургутнефтегаз". Мы давно хотели с ними работать и готовим программу стратегического партнерства. Сейчас разрабатываем новый модельный ряд техники для нефтегазового комплекса с усилием на крюке 140, 160, 200 тонн. А также шасси для кранов грузоподъемностью 60, 80, 90, 110 тонн. Наша продукция поставляется более чем в 30 стран. Но главный наш партнер - Россия. На некоторые изделия - заказы на годы вперед...

    Как бы в продолжение темы стратегического белорусско-российского сотрудничества вспоминается недавний Военный парад в честь Дня Независимости в Минске. Там были показаны ЗРК "Тор" на колесном шасси МЗКТ. Аналогов в СНГ нет. Прошли в парадном расчете и российские ЗРК "Панцирь-С", шасси для которого МЗКТ также разработал и готов производить. Виталий Вовк продолжает:

    - После распада СССР каждая страна стремилась самостоятельно производить всю линейку автомобильной техники. Но сегодня есть Союзное государство, Единое экономическое пространство. Есть основные центры компетенции в тех или иных отраслях, и их надо поднимать совместными усилиями, уходя от ненужного и затратного дублирования. Средства следует в общих интересах вкладывать в проекты, выгодные всем: в комплексы стального, чугунного, цветного литья, в производство высококачественных автомобильных компонентов...

    Один из таких совместных проектов сейчас обсуждается в Постоянном комитете Союзного государства. Цель - наладить кооперацию в производстве высокоэффективных силовых установок и трансмиссий. МЗКТ имеет уникальный опыт разработки и производства гидромеханических коробок передач для тяжелой колесной техники и готов выпускать их для всего Союзного государства. Прошло уже два заседания, где обсуждалась концепция будущей программы. Она может стать еще одним шагом к тому, чтобы все типы узлов, агрегатов, оборудования для автомобильной техники оборонного назначения соответствовали мировому уровню и производились на территории Союзного государства.

    К слову

    Коллегия Госкомвоенпрома Беларуси представила авторский коллектив ОАО "Минский завод колесных тягачей" на соискание Государственной премии страны 2012 года в области науки и техники за разработку и освоение производства более 20 моделей колесных шасси и тягачей четвертого поколения.

    Поделиться