15.08.2012 23:30
    Поделиться

    Эксперт Бакыт Бакетаев: В сфере борьбы с коррупцией сделано многое

    Успешная борьба со взяточничеством не может основываться только на силовых методах
    Не проходит и дня, чтобы правоохранительные органы республики не задержали чиновника какого-нибудь государственного ведомства с поличным при получении взятки.

    За последние два месяца обитателями камер следственного изолятора госкомитета национальной безопасности стали известные в стране персоны. Уголовные дела возбуждают одно за другим. Но при этом все чаще звучат вопросы: "А удастся ли победить коррупцию, используя только карательные меры? Или это путь в никуда?" Высказать свое мнение по поводу проводимой руководством Киргизии борьбы - цитата из выступления президента Атамбаева - с "позорным явлением, пустившим глубокие корни во все сферы жизнедеятельности", "РГ" попросила известного республиканского эксперта Бакыта Бакетаева. Вопросами противодействия коррупции он занимается почти 10 лет.

    Бакыт Кушбекович, с памятного заседания Совета обороны страны, когда была представлена новая стратегия борьбы с коррупцией, прошло 4 месяца. Настало время подводить промежуточные итоги. Вроде бы результаты на поверхности - задержаны бывшие и действующие госслужащие. Вам лично такая активность правоохранительных органов по душе?

    Бакыт Бакетаев: Ну что сказать... Наверное, стоит начать с того, что коррупция - это не только уголовно наказуемое деяние. Это социальное, экономическое, политическое и даже ментальное явление, на которое нужно смотреть гораздо глубже и шире. Это не просто "посадить того чиновника, который что-то украл".

    То есть напрашивается вывод, что вы не согласны с тем, как сегодня проводится в республике новая антикоррупционная кампания?

    Бакыт Бакетаев: Я скажу так: силовой метод борьбы с коррупцией может применяться. Но почему он не дает должного эффекта, расскажу чуть позже. Давайте сейчас обсудим, с чего все началось. Итак, президент страны Алмазбек Атамбаев поставил во главу угла своей внутренней политики именно борьбу с коррупцией. Это дало толчок к активным действиям, но... Если внимательно прочитать стратегию борьбы с этим явлением, то возникнет много вопросов. Что и произошло лично у меня. Мне показалось, что это не стратегия, а всего лишь свод мероприятий антикоррупционной направленности. Нет в документе строгого порядка. А это может привести к неразберихе уже на исполнительном уровне, когда каждый начнет, образно говоря, тянуть одеяло на себя. Впрочем, это мое экспертное мнение, с ним можно не согласиться. Но все же хочу обратить внимание общественности на другой момент.

    Какой?

    Бакыт Бакетаев: Я подметил одну интересную вещь. При Акаеве и Бакиеве о коррупции тоже говорили. Но в основном - действующие чиновники и оппозиционные политики, при этом вовсю обвиняя друг друга. После второй революции об этом явлении не говорят разве что в детских садах. Я детей имею в виду. Большинство киргизстанцев буквально зациклено на обсуждении коррупции. Все обо всем знают - кто сколько украл и кто за что должен сидеть. Но никого не посадили! В результате люди все чаще приходят к печальному выводу: зачем бороться с коррупцией, раз это бесполезно? Лучше смириться, следовать "тренду". Настоящим коррупционерам, как вы понимаете, такое положение дел только на руку. Всегда легче ловить рыбку в мутной воде.

    Но позвольте, ведь так оно и есть. Все прошлые антикоррупционные кампании, по сути, провалились. У многих граждан возникли справедливые сомнения в том, что и новый виток борьбы будет успешным.

    Бакыт Бакетаев: Возможно, я вас сейчас удивлю. По данным международных организаций, Киргизия на сегодняшний день находится на 166-м месте в мировом коррупционном рейтинге. Считается, чем ниже место, тем хуже ситуация с коррупцией в стране. Но в действительности республика сегодня имеет право занимать, по моим подсчетам, 146-ю позицию.

    С чего вдруг такой взлет?

    Бакыт Бакетаев: Есть несколько факторов, которые, как мне кажется, обусловливают подъем страны по рейтингу. Какое самое главное оружие в борьбе с коррупцией? Свобода слова. В стране ее сегодня более чем достаточно. Ни дня не обходится без того, чтобы журналисты не "разоблачили" какого-нибудь "коррупционера". Во-вторых, киргизская конституция. Оппозиция благодаря Основному закону получила свободный доступ к парламентской трибуне. А это означает прозрачность обсуждений даже щекотливых вопросов, которые раньше рассматривались в закрытом от народа режиме. Ну и, в-третьих, - бюджетные деньги. Вернее, уход приличной части госбюджета налево. Раньше от финансовых потоков, которые направлялись из центра в сельсоветы, порядка 10-15 процентов оседало в карманах посредников. Без малого 10 миллиардов сомов. Это "особенности" четырех-уровневого бюджета. Теперь бюджет в Киргизии двухуровневый.

    100 миллионов сомов удалось сэкономить казне только на отмене двух государственных тендеров.

    А что мешает воровать деньги в сельсоветах?

    Бакыт Бакетаев: Прозрачность. Все, что отправляется в районы, до последнего тыйына можно отследить на специальном интернет-сайте. К информации есть доступ у любого желающего, а общественный контроль - это сильная вещь.

    То, о чем вы рассказали, большинству киргизстанцев неведомо. Для обывателей борьба с коррупцией - это как раз те самые аресты взяточников.

    Бакыт Бакетаев: В этом-то и проблема. Системно в плане борьбы с коррупцией за последнее время сделано многое. Но народ об этом не знает. Он в газетах читает статьи о том, как задержали экс-мэра Бишкека Наримана Тюлеева, предъявили обвинение в вымогательстве министру социального развития Равшану Сабирову. В памяти у людей откладываются именно карательные меры, убеждение, что борьба с коррупцией - это обязательно аресты чиновников-взяточников. Но силовой способ на самом деле неэффективен. Пока задерживали Тюлеева, в каком-нибудь госведомстве шли тайные переговоры с потенциальными победителями тендера. Пока предъявляли обвинение Сабирову, другой госслужащий получал взятку за свои услуги. И так до бесконечности. Все это происходит из-за путаницы понятий. Если вы говорите о карательных мерах, то должны подразумевать неотвратимость наказания, а не борьбу с коррупцией как таковую.

    Уверенность обывателей в том, что происходят избирательные задержания чиновников, тоже из-за невозможности отделить черное от белого?

    Бакыт Бакетаев: Конечно. Это называется сегментацией явления. Не может народ подняться над частностями и увидеть главное. Но не может не потому, что не хочет, а потому, что не знает, как это сделать. Людям не рассказывают о настоящих достижениях в борьбе с коррупцией так, как надо. Просто кидают в массы информацию - задержан, обвинен, водворен в СИЗО. А кому известно, что новая система госзакупок, по данным минфина Киргизии, уже позволила сэкономить десятки миллионов сомов? И это только на двух тендерах, результаты которых отменили и заставили устроителей провести конкурсы на новых, приемлемых условиях. Так что, если рассматривать борьбу с коррупцией на экспертном уровне, то результаты есть. А если на обывательском - как брали гаишники взятки, так и берут.

    Поделиться