Чтобы про битву Василисы за Родину кино было смотреть интереснее, сценаристы решили объединить военные приключения бой-бабы историей любовной. Молодой барин Иван Рязанов (Дмитрий Соломыкин) влюблен в крепостную крестьянку Василису и готов даже на ней жениться. Только вот родители категорически против такого мезальянса. Но с началом войны 1812 года ситуация меняется. После разграбления барской усадьбы французами, Василиса собирает партизанский отряд, а Иван уходит служить в армию. Испытания уравнивают влюбленных, ведь им обоим предстоит проявлять мужество в непосредственном столкновении с врагом.
Помимо съемок масштабных сцен наступления французов и схватки двух противоборствующих армий, в кадре будет много боевых сцен, с участием Василисы Кожиной. И драться Светлане Ходченковой пришлось не только вилами и дубинами, но и тяжелой для хрупкой женской руки саблей.
- Я уже снималась в исторической картине "Ржевский против Наполеона", - говорит актриса, - но здесь кроме костюмов и декораций есть еще и тяжеленные сабли, которыми приходится работать.
У актера Дмитрия Соломыкина, в отличие от Светланы, опыт работы с холодным оружием уже был. "Еще в детстве я занимался спортивной стрельбой из лука, а когда стал постарше - спортивным фехтованием", - вспоминает Дмитрий. Зато в седле Светлана держится намного лучше и даже просила режиссера почаще отправлять Василису и ее верных последователей в конные походы.
- Для меня эта роль - определенный вызов, и я его приняла, - говорит Светлана Ходченкова. - Раньше все мои героини были хрупкими и ранимыми. Теперь у меня началась новая история в кино: я стала играть сильных, смелых, отчаянных, безжалостных к врагу женщин. И очень этому рада.
Режиссер Антон Сиверс рассказал "РГ" о своем первом опыте съемок военной исторической драмы.
Светлана Ходченкова способна сыграть крестьянку, привыкшую к тяжелому физическому труду? Какая Василиса получается у нее?
Антон Сиверс: И прекрасно сыграть, уж поверьте мне. Она изумительная актриса, открытие для меня. С лёту любое замечание схватывает. Ее и направлять-то редко приходится. Удивительно: только что болтала по телефону, с айфоном забавлялась - и неожиданно совсем другой человек. Точно в десятку!
Образ у Светланы не статичный. В первой серии ее Василиса еще юная девушка, сумасбродная и резвая. Но затем обстоятельства требуют от нее внутренней мобилизации, она постепенно становится лидером, сначала подавая лишь робкий голос, ведь женщина-крестьянка в то время не могла пойти против воли мужа. Постепенно Василиса открывает в себе качества лидера, а это, безусловно, есть и в Светлане Ходченковой. Так что - Светлана очень убедительна в этой роли. А в конце картины ей пришлось сыграть страшно уставшую Василису: уставшую от того, что она убивает, хотя по природе своей должна была бы давать жизнь, растить детей.
Есть портрет Кожиной работы художника Александра Смирнова (1813 год). Многие будут сравнивать Ходченкову с ним. Ничего общего! Что вы на это скажете?
Антон Сиверс: Но соответствует ли действительности портрет? О Василисе Кожиной мало что известно. Даже точных дат рождения и смерти нет. Если посмотреть на портреты императоров, которые писали разные мастера, то поражаешься, как отличаются лица. У каждого художника свое видение.
Вообще, на мой взгляд, невероятно скучно относиться к истории как к музею. У нас на картине было много консультантов, которые утверждали: "Этого быть не могло!" И противоречили друг другу. История состоит из гипотез и парадоксов. И когда меня спрашивают, сколько реальности и сколько вымысла в фильме, я говорю: кто теперь знает, как было на самом деле? Это дало нам возможность для художественной фантазии. Мы могли сочинить свою историю, где есть место и любовным приключениям молодых людей. Есть фильмы про войну, сражения, про гусаров. У нас жизнь деревенской женщины. И наш фильм - не только про народную войну. Там представлены разные пласты: жизнь помещиков, крепостных крестьян, гусаров.
Без сомнений вы взяли оператором на такой сложный, масштабный проект Илью Авербаха? (Внук знаменитого режиссера "ленинградской школы кино" Ильи Авербаха, снявшего "Чужие письма", "Монолог", "Фантазии Фарятьева". - Прим. ред.). Ведь он молод, у него нет опыта...
Антон Сиверс: Что такое опыт? Иногда он даже вреден, несет штампы. А у молодого "свежая кровь", незамутненный взгляд, новые идеи, огромное желание сделать что-то эпохальное. Вместе с Ильей мы снимаем впервые. Я смотрел его работы, мне они понравились.
По жанру "Василиса Кожина" - драма?
Антон Сиверс: Точнее - остросюжетная мелодрама. Историко-патриотическое кино. Главное здесь - любовь. Но патриотическая тема, безусловно, присутствует. Я для себя определил так главную мысль фильма: нет больше той любви, чем когда жизнь можешь положить за други своя.
Василиса Кожина - персонаж исторический. Во время Отечественной войны 1812 года она - простая крестьянка - помогала партизанам конвоировать пленных, и сохранились сведения, что была настольно сурова, что одного строптивого француза даже самолично засекла косой. По другой легенде, Василиса Кожина возглавила партизанский отряд, в который входил и стар, и млад, и женщины, и мужчины, и боролась с армией оккупантов всеми возможными способами. В ход шли вилы и дубины, отряд Кожиной охранял селенья в Смоленской губернии и совершал неожиданные вылазки в стан врага.