Он тянет свои маленькие ручонки ко всякому, кто ему улыбнется. Он безгранично верит в то, что взрослые никогда его не обидят. Крохе невдомек, что судьбу его уже давно решили и что милая улыбка взрослого может оказаться фальшивой.
Правоохранительные органы Киргизии признают, что до 2010 года международное усыновление в республике было очень прибыльным делом. Зарабатывать на этом, причем официально, научились некоторые чиновники минобразования и суды, дававшие соответствующие разрешения. Даже такса была определена - до 20 тысяч долларов за одного ребенка. А организовывали это сметливые предприниматели, которые с помощью взяток или административных рычагов смогли взять под свой контроль все интернаты, родильные и детские дома. Именно они помогали иностранцам за умеренную оплату "договориться" с судьями, чиновниками и увезти из Киргизии мальчика или девочку.
Как стало известно "РГ", еще в 2010 году после изучения 206 гражданских дел по фактам международного усыновления следователями Генпрокуратуры Киргизии было возбуждено 52 уголовных дела. По остальным были вынесены соответствующие представления в суд для отмены решения. Однако это не дало должных результатов. Киргизским консульским службам в редких случаях удавалось узнать, как живут вывезенные дети, здоровы ли они.
Недавно республику потряс скандал, главными фигурантами которого стали глава минсоцразвития Равшан Сабиров и его помощник Тохир Мирзаметов. Правоохранительные органы подозревают чиновников в получении взятки за содействие в незаконном усыновлении. Впрочем, в местном Интернете на этот счет бытует и другое мнение: Сабиров якобы просто прикрыл эту "лавочку", а его арест не что иное, как мера устрашения, чтобы "не лез, куда не надо". Предоставим разбираться в этом деле прокуратуре и суду, и вернемся к главной теме.
На одном из последних заседании правительства премьер-министр Омурбек Бабанов дал министерству социального развития поручение в течение двух недель проанализировать ситуацию с международным усыновлением. При этом глава кабмина заявил: "Последние события показали, что в международном усыновлении до сих пор есть много лазеек для коррупционных схем. Необходимо в кратчайшее время разобраться с этим вплоть до объявления моратория на международное усыновление".
Желание семей, живущих в развитых западных странах, усыновить больного ребенка из Киргизии, с одной стороны, конечно же, вызывает одобрение. Государству с нищей экономикой и того лучше - меньше трат на содержание брошенных детей. "Компромисс" в решении подобных вопросов можно найти всегда, а обществу при случае объяснить - ребенку, мол, нужна семья. С другой стороны, о том, что порой случается с усыновленными детьми за океаном, телевидение нам рассказывало не раз: издеваются, бьют, убивают... "Забугорным" мамашам, например, ничего не стоит заставить приемного ребенка есть горчицу вместо мармелада или посадить в самолет с запиской: "Заберите, нам такое чадо больше не нужно".
Между тем, в этих самых развитых странах достаточно своих проблемных детей. Так почему бездетные заморские семьи усыновить таких не хотят? Неужели потому, что права ребенка - гражданина той страны - неважно, болен он или здоров, надежно защищены? И приемная семья ответит по всей строгости закона, если, не дай бог, что-то случится с малышом по ее вине. Иностранным приемышам такие права и привилегии не даны.
Может быть, люди на Западе устроены как-то иначе. Многие из них буквально зациклены на получении прибыли. И тратиться на содержание и лечение чужого ребенка не желают. Хотя известно немало случаев, когда детишки обретали родителей и жили счастливо в новой американской или британской семье.
Определенные изменения в плане усыновления - удочерения наметились в Киргизии. На протяжении нескольких лет ряд неправительственных организаций активно агитирует за ликвидацию детских приютов и интернатов и передачу детей в семьи. Вопрос в другом: готовы ли к этому сами семьи?
Согласно законодательству страны, усыновить здоровых детей на родине имеют право только сами киргизстанцы. Корреспондент "РГ" побеседовала с директорами нескольких интернатов. Они утверждают, что в большинстве случаев в республике предпочитают брать детей из приютов, преследуя единственную цель: использовать их как бесплатную рабочую силу.
На днях вице-премьер-министр Киргизии Гульнара Асымбекова заявила, что в республике нашлось много желающих организовать приемные семьи.
- Детдома изначально открывались для детей из малообеспеченных семей и круглых сирот. Но получается, что малообеспеченных сегодня только 10 процентов, в остальных случаях это дети из хороших семей, и поступили они не по показаниям. Есть специализированные интернаты, не полностью загруженные. Бюджетные деньги уходят на зарплату, коммунальные услуги, содержание корпуса, но меньше всего тратится на детей. Мы хотим не закрывать интернаты, а перепрофилировать их. Решение на этот счет уже принято, и в сентябре 2012 года начнется перепрофилирование детских домов-интернатов. Пока разрабатываются механизмы перевода части детей в приемные семьи. Некоторые интернаты находятся в ведении минобразования, часть - минздрава, еще часть - минсоцразвития. Главное, чтобы перевод происходил правильно, чтобы дети не остались на улице. Детей в семьи будем отдавать на конкурсной основе. Социальные службы будут контролировать, как за ними ухаживают в семье. Если одни родители не справятся, подберем других, - отметила чиновница..
Последняя фраза, да еще из уст женщины, вызывает, по меньшей мере, недоумение. Что значит "подберем других"? Словно речь идет о штанах. Относительно того, что киргизстанцы становятся в очередь, чтобы открыть семейный дом, так в этом ничего удивительного нет. По утверждению самой госпожи вице-премьера, на одного ребенка будет в месяц выделяться порядка восьми тысяч сомов, что по нынешним меркам, особенно в регионах республики, сумма заоблачная. Так что детей можно считать пристроенными, а что будет с ними потом, этим вопросом сегодня никто не интересуется.
Екатерина Хорошман, начальник управления по защите детей минсоцразвития
- В Киргизии в первом полугодии 2012 года 561 ребенок, оставшийся без попечения родителей, был усыновлен. И это на 12 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Можно привести и другие сухие статданные, но от этого проблема не решится. В настоящее время в очереди на усыновление детей стоят 65 национальных семей и 31 иностранная. Всего в указанный период выявлено 2 тысячи 75 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, что почти на 4 процента меньше, чем за аналогичный период 2011 года. Из них под опеку передано 960 детей, под попечительство - 324, на воспитание в семью - 561, 186 детей направлено в интернаты.
Анна Собко, педагог
- В США усыновление детей - это геополитическая программа, направленная на увеличение народонаселения. На эти цели выделяются колоссальные средства. В общей сложности американские семьи, впрочем, как и европейские, в случае усыновления иностранных детей получают значительную финансовую помощь, а если ребенок уже большой, то сумма удваивается, выделяется жилье. Сами родители при этом могут нигде не работать. За эти деньги чаще всего, как правило, дают образование и устраивают судьбы родных отпрысков, а что касается приемных, то они остаются на втором плане.
По представлению Генпрокуратуры Киргизии 23 июля министерство социального развития аннулировало аккредитацию четырех организаций по международному усыновлению. Список этих учреждений:
- фонд "Future Child" (Нидерланды);
- организация "Le Petit De Prince Interadop" (Испания);
- ассоциация "L.Airone onlus" (Италия);
- корпорация "Love Basket Inc." (США).
Другим решением министерство соцразвития приостановило аккредитацию шести иностранных организаций сроком на два месяца. Список этих учреждений:
- ассоциация "Cuore Onlus" (Италия);
- ассоциация "Adopta" (Испания);
- ассоциация "In Camino Perla Familia Onlus" (Италия);
- агентство "Alliance des familles du Quebec" (Канада);
- корпорация "Christian World Adoption" (США);
- ассоциация "Adekop" (Испания).
Помимо этого минсоцразвития до октября 2012 года приостановило деятельность комиссии по аккредитации иностранных организаций, занимающихся усыновлением (удочерением) детей из Киргизии.