"РГ" выяснила, как в Муроме спасают родовое гнездо изобретателя телевидения

Муром не только родина святых Ильи Муромца, Петра и Февронии. Здесь в 1889 году в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина родился будущий изобретатель телевидения Владимир Зворыкин.

Вход воспрещен

В Муроме сохранился огромный трехэтажный особняк его предков, который начал строить в XVIII веке еще прадед. Рассказывают, что в 30-е годы прошлого столетия, когда Зворыкин изобрел кинескоп и иконоскоп (передающую телевизионную трубку), в нем только провели электричество.

Специалисты считают, что купеческому дому на Торговой площади повезло. От разрухи, типичной для многих провинциальных дворцов, его спасло то, что с 1919 года здесь работает музей. И время, когда в нем побывал выдающийся изобретатель, пришлось на окончание его капитального ремонта. Вслед за постановлением Совмина РСФСР от 30 августа 1960 года N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" 5 октября 1960 года выходит постановление Владимирского облисполкома N 754 "Об улучшении охраны памятников". Дом и усадебные постройки купца Зворыкина были приведены в порядок.

Сегодня такой благодарности от бывших владельцев вряд ли стоило бы ожидать. С февраля прошлого года дом-музей закрыт. За 50 лет, прошедших с момента последнего капитального ремонта, памятник XIX века площадью более полутора тысяч квадратных метров, являющийся особо ценным объектом культурного наследия области, пришел в критическое состояние и стал опасным для посетителей.

Ветхие деревянные перекрытия того и гляди рухнут, стены в залах основной экспозиции в бесчисленных трещинах, а потолки в подтеках. В любой момент в аварийном здании может загореться старая проводка. В реконструкции нуждается и фасад, из которого вываливаются кирпичи. Не исключена и опасность его сползания. С северной стороны осыпается размытый водой из прорвавшихся труб склон оврага...

Филькина грамота

Директор Муромского историко-художественного музея Альбина Анучкина признается, что не питала склонности к административной работе, но приняла предложение возглавить музей. В 2004 году ее вдохновило известие о том, что готовится проект капитального ремонта и реставрации "культурного лица" Мурома.

Памятник архитектуры - усадьбу купцов Зворыкиных с надворными постройками - включили в целевую программу "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)" под номером два.

- Время от времени к нам начали наезжать специалисты и делать различные обмеры, - рассказывает директор. - Кто заказчик проекта, в Муроме никто не знал. В поисках концов мне пришлось сделать огромное количество звонков. Пересылали от одного к другому: сначала была Москва, потом - Санкт-Петербург. Наконец, всплывает ПИРЦ - Владимирский проектно-исследовательский расчетный центр. Дом ветшает на глазах, на его спасение не выделяется ни копейки, поскольку говорится, что готовится проект. И когда специалисты перестали приезжать, звоню в ПИРЦ. Там отвечают: подождите, проект отправили на экспертизу в Тамбов. Звоню туда, мне отвечают: две тетрадочки, которые они передали, мы и смотреть не будем. Это не проект, а филькина грамота. Я - опять в расчетный центр: предоставьте проект нам. Отвечают: вы не заказчики, мы вам его не дадим. А деньги потрачены!

Муниципальному же музею денег, выделяемых из местной казны, не хватало даже на охрану, не то что на реставрацию. Несколько лет назад сюда на экскурсию приехала делегация от полномочного представителя президента в ЦФО. Увидев плачевное состояние помещений, в которых хранятся культурные богатства, высокие гости ужаснулись и пообещали помочь. Вскоре тогдашний руководитель федерального агентства по культуре Михаил Швыдкой обратился к губернатору с просьбой взять Муромский музей в областную собственность. С января 2007 года он стал областным учреждением культуры (при этом само здание родового гнезда Зворыкиных еще долго оставалось в федеральной собственности).

Несколько альбомов, что все-таки удалось получить у ПИРЦа, директор принесла новому заказчику - в областной госцентр по использованию и реставрации памятников. Там сказали, что это не проект, а всего лишь некоторые разделы проектно-сметной документации и нечего надеяться, что они когда-нибудь пройдут экспертизу. И проектная эпопея началась заново под патронатом области.

"Бездомная" экспозиция

Но в судьбе мемориального дома-музея возникла непреодолимая коллизия. Чтобы начать масштабный ремонт, фонды, хранящиеся здесь, около 60 тысяч ценнейших экспонатов, необходимо вывезти в подходящее помещение. В городе, где ничего не строится, это большая проблема.

Поиск помещения шел несколько лет. И наконец в центре города освободилось старинное здание. Администрация Мурома пошла навстречу музею. Но решение оказалось половинчатым. Городские власти передали его музею в безвозмездное пользование для размещения коллекций на время проведения реставрационных работ. Чтобы перевезти сюда артефакты, нужно сделать реконструкцию. Для областного департамента по культуре финансовые вложения в муниципальную собственность - противозаконны.

- Четвертый год пошел, как здание есть, а его фактически нет! - сетует директор Муромского музея. - Не можем в неприспособленное здание перевезти коллекции. Фонды находятся по-прежнему в доме Зворыкина. Тупик!

До последнего времени сам мемориальный дом, входивший в состав областного музея, находился в федеральной собственности. Это порождало массу подобных нестыковок. Наконец, с прошлого года родовое гнездо изобретателя телевидения перешло в областную собственность. Но изменит ли это ситуацию к лучшему?

Возможности областного бюджета невелики. На реставрационные мероприятия всех региональных памятников выделяется всего 20 миллионов в год. В 2011 году на реставрацию четырех зданий муромской усадьбы из областного бюджета выделено 3,5 миллиона. А чтобы привести дом Зворыкина в порядок без музеефикации этого памятника, потребуется, по имеющейся проектно-сметной документации, более 150 миллионов рублей.

P. S.

Грядет 125-летие Владимира Зворыкина. Несколько лет назад Муромский музей выступил с инициативой создания памятника знаменитому земляку. "Установление памятника В. К. Зворыкину в Муроме - это наша благодарность человеку, чье изобретение сделало возможным развитие телевизионных систем во всем мире", - написали инициаторы в своем обращении. Скульптурную композицию, изображающую, как и предлагали музейщики, не принстонского старца, а студента петербургского технологического института начала XX века, сидящего на скамейке, возле родного дома, уже готова. Ее создал московский скульптор Павел Щелов, тоже уроженец Мурома. Однако бронзовый памятник, стоивший московскому меценату миллионы, до сих пор остается в Екатеринбурге. На его установку у дома N 4 на улице Первомайской ни у города, ни у области денег нет.

Компетентно

Алиса Аксенова, президент Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, лауреат Государственной премии России:

- Из-за проблем с фундаментом и сползания берега мемориальный дом давно требовал очень больших вложений. Эти проблемы назрели еще в 70-е годы прошлого века, когда Муромский музей входил в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. А оставлять его на разрушение в наше время - просто дикость. Приняв музей в свое подчинение, область, бесспорно, сделала положительный шаг. Но у нас нет ни угля, ни нефти, и возможности крайне ограниченны. Боюсь, с таким финансированием, даже при условии помощи министерства, дело не сдвинется и дом рухнет. Опыт нашего музея показывает - нужна специальная федеральная программа. По такой программе мы восстанавливали Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. Упорно, частями. Большую роль сыграл тогдашний глава правительства. Вожу его по монастырю и говорю: "Я оптимист по натуре, но все-таки не верю, что эти стены и башни - 1500 метров! - мы когда-нибудь приведем в порядок. Это невозможно". А он советует: "Давайте выйдем с программой".

Три башни прошли, четвертую, пятую... Работу провели фантастическую. Не только восстановили памятник, но даже его подсветку сделали! Такую же комплексную программу необходимо принять и по восстановлению памятного места - дома, где родился и жил Владимир Зворыкин. Это кратчайший путь решения проблемы. Другого пути я не вижу.

Автограф Зворыкина

Во времена Советского Союза имя Зворыкина было под запретом. Спасаясь от красного террора, после революции талантливый инженер эмигрировал в Америку, где прожил большую часть жизни и совершил свои гениальные изобретения в области радиоэлектроники. Отчий дом он увидел только через полвека, уже будучи ученым с мировым именем. Для этого русскому американцу потребовалось пойти на риск. Как вспоминал Владимир Козьмич, в 1967 году они с супругой оформили интуристское посещение Владимира. Отправились вдвоем любоваться соборами. Затем поймали такси и махнули в закрытый тогда для иностранцев город Муром. А там, осмотрев родные стены, где располагался музей, гость попросил книгу отзывов. В архиве Муромского историко-художественного музея хранится запись от 9 сентября 1967 года: "После пятидесятилетнего перерыва посетил мой родной дом. Очень отрадно видеть его не только в сохранности, но и в периоде реконструкции. Особенно отрадно видеть, как дом, в котором родился, так заботливо реставрируется для музея под руководством Александра Анатольевича Золотарева. Спасибо. В. К. Зворыкин".