За последние пять лет в России не раз случались аварии, при которых населенные пункты внезапно оставались без питьевого водоснабжения. Так что проблема эта для муниципальных образований весьма актуальна, отметил председатель комитета по развитию гражданского общества Асбеста Сергей Ларионов.
Как напомнил доктор технических наук Виталий Бажин, действующая инструкция Госстроя устанавливает на такой экстренный случай минимальные физиолого-гигиенические нормы обеспечения населения питьевой водой в случае заражения источников или выхода из строя систем водоснабжения. И четко регламентирует три режима потребления жидкости: 5 литров на человека в сутки, 12,5 и 33,5. Жесткий режим нельзя вводить более чем на 5 суток в зоне с умеренным климатом и трое суток - при жаре. По истечении этих сроков необходимо переходить на более щадящие режимы водообеспечения.
Но смогут ли муниципалитеты, особенно крупные, обеспечить многочисленных жителей питьевой водой в таком объеме? Даже если будут заключены договоры с поставщиками бутилированной воды на случай ЧС, те вряд ли располагают достаточным запасом. Например, после того как около полуразрушенного июльским наводнением Крымска вышел из строя водовод и без воды остались почти 30 тысяч человек, власти вынуждены были закупать бутилированную воду в Закавказье. Еще один пример - когда на грани экологической катастрофы оказалась Иркутская область, где из-за загрязнения Ангары нефтепродуктами без питьевой воды остались десятки тысяч жителей.
Если Европа, располагающая подземными резервуарами, готова к водным неприятностям, то в России этот вопрос пока не решен. Существовавшие в СССР резервуары уже около 20 лет не используются по назначению, утверждает член научного совета научно-исследовательского центра качества питьевой воды Александр Шпак.
Случались нештатные ситуации и в самом Екатеринбурге. Система биомониторинга качества воды на единственном водозаборе Западной фильтровальной станции неоднократно подавала сигнал тревоги. Например, непосредственно перед тем, как в феврале 2010-го Екатеринбург захлестнула острая кишечная инфекция. А в августе того же года получасовой дождик затопил основной подающий насос электродвигателя в Чкаловском районе, вся территория которого осталась без холодной воды на 18 часов. Был и случай, когда нерадивый предприниматель вылил на землю цистерну цианидов, которые могли проникнуть в подземные источники, а через них попасть в Волчихинское водохранилище, из которого осуществляется водоснабжение среднеуральской столицы.
Согласно федеральному законодательству власти в случае ЧС обязаны обеспечить население чистой водой в течение 24 часов с момента аварии. Западная практика показывает, что развитые страны используют несколько вариантов. Например, в 2007 году в Великобритании беспрецедентное наводнение принесло миллиардные убытки: ливневые дожди затопили очистные сооружения, включая единственный источник водопроводной питьевой воды для 340 тысяч жителей Глостершира. На полное восстановление водоснабжения ушло 16 дней, в течение которых драгоценную влагу поставляли жителям с помощью временных передвижных резервуаров и запасов бутилированной воды. Подобным образом справилась с последствиями наводнения в 2002 году и Чехия.
Восстановление или строительство подземных резервуаров (согласно соответствующим документам, местные власти должны предусмотреть их в населенных пунктах) очень затратно. Один такой резервуар на 60 тысяч населения, по оценке экспертов, обойдется более чем в 250 миллионов рублей вместе с обслуживанием.
В десятки раз дешевле и удобнее создать склады бутилированной воды, в которых она будет обновляться каждые три месяца. На Западе такие склады не редкость. В таком виде жидкость удобно хранить и транспортировать, она лучше защищена от загрязнения, чем крупный подземный резервуар. По предварительным расчетам, создание такого склада на 60 тысяч человек из расчета 10 литров воды в день на каждого обойдется в 16 миллионов рублей. При этом можно использовать любые неспециализированные помещения, включая склады и паркинги. Екатеринбургу требуется 25 таких складов, общие разовые затраты на их создание составят 400 миллионов рублей. По мнению инициаторов, реализовать такой проект можно в рамках государственно-частного партнерства.
Конечно, и тут возможны "подводные камни". Многие производители в погоне за прибылью явно не обеспокоены качеством продукции. В 2011 году научно-исследовательский центр проанализировал состав бутилированной воды в магазинах и выяснил, что качество почти половины проб низкое, а питьевая вода, продающаяся на розлив, и вовсе зачастую содержит немало нитратов и нитритов, которые, попадая в организм человека, могут вызвать злокачественные опухоли и заболевания внутренних органов. Да и вряд ли производители станут соперничать за право начать социально ответственный бизнес - сформировать запас для населения. Поэтому для начала эксперты предлагают запустить пилотный проект в одном из муниципалитетов или микрорайонов Екатеринбурга.
В ГУ МЧС "РГ" пояснили, что пока не готовы оценить уровень готовности Екатеринбурга и всего региона к дефициту воды в случае ЧС. Но после официального запроса "поднимут соответствующие документы и более взвешенно оценят". Ну а Молодежный парламент решил взять вопрос под свой контроль.