Возле здания суда неспокойно. В день заседаний там усиливают меры безопасности. Уже был задержан некий гражданин с плакатом "Россия, проснись! Россия, не спи!" Активисты Движения против нелегальной миграции обещают встретить приговор, если он будет оправдательным, массовыми протестами.
Впрочем, заранее было ясно, что этот приговор, каким бы он ни оказался, будет иметь не только юридические последствия. Соплеменники Расула Мирзаева сочтут его слишком суровым, а сторонники лозунга "Россия - для русских" - слишком мягким. Само это дело, где нет ни малейших признаков национальной вражды, в глазах части общества изначально приобрело национальную подоплеку. Точно так же будет выглядеть и приговор. Национальным подтекстом его наполнят проникшие в общественное сознание страхи и комплексы, в основе которых деление граждан России на "своих" и "чужих", "коренных" и "приезжих", "русских" и "инородцев". Как сказал директор Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, "в последнее время наблюдается тенденция придавать любым коллизиям, вплоть до бытовых драк, этнический характер".
А недавно был оглашен приговор по второму процессу о массовых беспорядках на Манежной площади, происходивших в декабре 2010 года. Согласно решению суда, Николай Двойняков проведет в заключении 2 года, Владимир Кирпичников - 3, Григорий Бильченко и Виталий Васин получили соответственно 2 и 3 года условно.
Думаю, и этот приговор будет встречен одной из сторон с одобрением, а другая останется им недовольна. И опять пойдут разговоры: что это было? Бунт футбольных фанатов, возмущенных убийством своего товарища? Националистический шабаш? Провокация? Пожалуй, можно склониться к версии, что на Манеже имела место вспышка агрессивной ксенофобии. Но в чем причины происшедшего? Понятно ведь, что убийство Егора Свиридова тут было лишь поводом, как стало поводом для подогрева ксенофобских настроений непреднамеренное убийство Расулом Мирзаевым Ивана Агафонова.
Не следует думать, что вскипанием подобных страстей мы обязаны исключительно печальным событиям типа случайной гибели москвича от рук выходца с Кавказа. Налицо лишь обострение хронической российской повседневности. Ибо "Русский марш" не в шеренгах хоругвеносцев, шествующих под лозунгами "Россия - для русских", "Москва - для москвичей", а в головах (судя по тому, что 60 процентов населения на эти лозунги с энтузиазмом откликаются).
Убийство Егора Свиридова и убийство Ивана Агафонова - преступления бытовые. Именно так и квалифицированы судом. Но верить такой трактовке значительная часть общества не расположена. Чем усерднее внушается отсутствие в каком-либо конфликте национальной подоплеки, тем крепче массовая уверенность в обратном. Но все-таки лучше поостеречься от скороспелых суждений. Мгновенная готовность исследовать национальный состав участников уличной потасовки ни к чему хорошему, как правило, не приводит. Это знают на собственном опыте приезжие с Кавказа или из Центральной Азии. Поэтому осторожность и осмотрительность в оценках событий хотя бы с малейшим национальным или религиозным привкусом не кажутся излишними.
И еще. Риторика национал-патриотов и людская молва создают ложное впечатление, будто дорогие дома, земельные участки в России скупают только кавказцы. Хотя с этим успешно справляются и приезжие из Тюменской области, других богатых регионов России. Но в их адрес никто не кричит: "Понаехали тут!" Свои бытовые и социальные трудности российский обыватель привычно объясняет нашествием "чужих".
Говорят, "понаехавшие" ведут себя не должным образом. И следует, мол, поставить их на место. Стремление "разобраться" с приезжими наблюдается то тут, то там. А установление порядка сопровождается возгласами: "То, что творится на рынках, больше терпеть нельзя! Это торговля наркотиками и оружием, это жесточайшая эксплуатация одних граждан другими!" Да, наверное, так и есть. Но лишь на рынке - и больше нигде - творятся подобные безобразия? А торговля наркотиками и оружием - это что, привилегия азиатов и кавказцев, заполонивших наши родные края? Вытеснить их отовсюду - и воцарится порядок?
Но какие бы слова ни выкрикивали участники "русских маршей", националистической истерии как массового психоза в России нет. Ее раздувают. Вожди радикалов - для достижения своих политических целей. Площадные ораторы - для выплескивания недовольства жизнью. Это недовольство трансформируется в лозунги, понятные маргинальной части населения. Отношения накаляются вовсе не между нациями. Они накаляются в обществе, где немало противоречий (например, 15-кратный разрыв между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых обеспеченных). И проявляются то в форме агрессивной ксенофобии, то в виде религиозного экстремизма. Радикализация протестных настроений таким образом просто приобретает уродливую форму. Хотя в многонациональной России подружить, скажем, чеченца с русским не проблема. Проблема - создать в стране общественный климат, при котором недовольство условиями жизни не выражалось бы в межэтнических столкновениях.