Вячеслав Лысаков, первый зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству:
Законопроект предлагает запретить всем госслужащим, включая силовиков, депутатов Госдумы и членов Совета Федерации, иметь недвижимость за границей, открывать счета и покупать ценные бумаги там. Ограничения распространяется на их супругов и несовершеннолетних детей. По мере доработки инициативы в список могут включить кровных родственников. Но чиновники смогут переводить деньги за границу, если это требуется для исполнения служебных обязанностей, учебы или лечения.
Вообще по живому резать никто не собирается. Мы предлагаем со дня вступления закона в силу - 1 января 2013 года - дать госслужащим полгода на перевод всех активов на территорию России. Если человек получил наследство за границей, ему дается год на то, чтобы решить все вопросы. К нарушителям закона предлагаем применять санкции в виде штрафов - от 5 до 10 миллионов рублей или до пяти лет лишения свободы. Хотя не исключено, что ко второму чтению законопроекта эти параметры могут измениться.
Предстоит подумать и о механизмах реализации инициативы. У нас достаточно много структур, обладающих большими возможностями. Это и Росфинмониторинг, и Служба внешней разведки, ФСБ... У меня спрашивали: а как быть с тем, что иностранные банки не выдают информацию о своих клиентах? Но эти службы имеют в своем арсенале оперативно-розыскные методы добычи информации. Если будет политическая воля, коллеги-депутаты проголосуют за этот законопроект, способы и механизмы контроля найдутся, больших проблем не вижу.
Наше предложение само по себе достаточно радикальное, я бы даже сказал, революционное. Но в данном случае жесткие меры оправданы. Это важно не столько для нынешней волны госслужащих, сколько для следующих поколений, которые придут во власть. Сложилось мнение, и оно не лишено оснований, что с поступлением на госслужбу у человека появляется масса рычагов для личного обогащения. Это представление надо ломать. Становясь госслужащим, человек должен знать, что ему придется согласиться с рядом ограничений.
Кстати, ФСБ и Служба внешней разведки внутренними приказами уже ввели запреты на открытие счетов за границей для своих сотрудников, что правильно. В России большой отток капитала, высокий уровень коррупции. Решать эти проблемы нужно, начиная с себя, а потом уже приглашать сюда иностранных инвесторов и доказывать им, что вкладывать деньги в экономику страны выгодно.
Владимир Гидирим, юрист по международному праву, партнер Ernst & Young:
Есть особняки стоимостью миллионы долларов на Лазурном Берегу. Есть дешевые квартиры в депрессивных регионах Восточной Европы, где средняя недвижимость экономкласса стоит несколько тысяч долларов. Какой смысл запрещать приобретать такую дешевую недвижимость? Закон должен учитывать эти детали.
Что касается инициативы в целом, то, мне кажется, она практически нереализуема. В российском бизнесе активы оформляются на доверенных лиц. В международном - используются анонимные механизмы владения активами: трасты, фонды, частные трастовые компании. Они в основном регистрируются в офшорных зонах. Такие структуры, конечно, подконтрольны человеку, создавшему их. Но схема этого контроля - секретная информация. Она не подлежит разглашению, кроме как в специальных случаях, предусмотренных международным правом. При этом стоит заметить, что у нашей страны нет международных соглашений с офшорными зонами. Российские регулирующие органы не могут законно получить подобные сведения. И доказать, что чиновник владеет активами за границей, будет сложно.
На заключение договоров об обмене информацией со всеми офшорами (это около 40 стран) уйдут годы. Однако даже такие соглашения предусматривают раскрытие только налоговой информации, а данный законопроект к налогообложению не имеет отношения, то есть нужны специальные нормы, которые еще не разработаны.
В российской и международной практике были ситуации, когда появлялись конфиденциальные документы о подставных структурах, а также подозрения о том, что активы оформлялись на доверенных лиц. Когда здесь и там откуда-то появлялись конфиденциальные документы о трастах, фондах и подставных структурах, а также подозрения о том, что активы оформлялись на доверенных лиц. Однако статус документов, полученных незаконным путем, как правило (за редкими исключениями), не позволяет принимать их в качестве доказательств. Поэтому что бы ни "нарыли" следователи в интернете, эти данные не могут приниматься в расчет судами. Вернуть деньги, спрятанные в офшорах, практически невозможно, поскольку они давно оформлены на анонимные трастовые структуры. Те, кто выводил эти деньги за рубеж, формального отношения к ним уже не имеют. Можно попытаться признать незаконным сам траст. Но российские органы не имеют такого опыта и международно-правовая база отсутствует.