О том, что правительство сейчас рассчитывает возможные кризисные сценарии для российской экономики, сообщают некоторые СМИ. По их сведениям, самый жесткий вариант предполагает резкое падение цен на нефть из-за развала еврозоны, девальвацию рубля, сокращение доходов населения. Пока этот прогноз не обнародован и не подтвержден официально. По данным "РГ", ожидается, что он будет представлен на следующей неделе.
В предварительных расчетах минэкономразвития, по сообщениям СМИ, в таком варианте цены на нефть падают даже ниже 60 долларов за баррель. Отечественная валюта без поддержки ЦБ ослабеет до такой степени, что курс доллара подскочит до 46 рублей. Инфляция - до 12 процентов. Реальные доходы населения упадут. Зато восстановится экономика быстрее, чем в прошлый раз - уже в 2014 году рост может составить 2-2,9 процента.
По более "мягкому" варианту цены на нефть упадут до 75-80 долларов, а затем вновь начнут расти. Курс доллара поднимется до 37 рублей, инфляция - до 8,6 процента, но затем и эти показатели пойдут на поправку. Рост экономики сначала замедлится до 0,5-1,2 процента, но довольно быстро выйдет на плюс в 3-3,7 процента в год. В обоих случаях поддерживать экономику предлагается за счет масштабных бюджетных вливаний - по максимуму они составят 1,5 триллиона рублей. В прессу, правда, просочились слухи, что, по мнению других ведомств, и, в первую очередь - минфина, оба кризисных сценария недостаточно пессимистичны. Там полагают, что кризис продлится несколько лет, ссылается пресса на источники в финансовом ведомстве.
По нашей просьбе, самый плохой сценарий просчитали и эксперты "РГ". Риски возможны не только в связи с Еврозоной, но и проблемами в США, геополитическими событиями на Ближнем или Среднем Востоке, напоминает советник Института современного развития (ИНСОР) Никита Масленников.
Из-за масштабной акции на Востоке цены на нефть могут взлететь до 140-160 долларов, а затем резко упасть ниже 60 долларов, делится худшим кризисным сценарием собеседник "РГ". Курс рубля тогда обвалится почти на треть. Но такой шок продлится не более двух кварталов, считает эксперт. Цены на нефть вряд ли задержатся на низких уровнях долго: чтобы сбалансировать свои бюджеты и выполнить социальные обязательства, основные нефтедобывающие страны будут стремиться удерживать их на уровне 100 долларов, а российская нефть марки Urals выйдет на 80-90 долларов. Даже при такой цене барреля инфляция разгонится до 12 процентов, полагает Масленников: ее будут толкать вверх не только девальвация, но и повышение тарифов, структурные перекосы в экономике.
С учетом потребностей банков, которые уже сейчас не могут существовать без кредитов ЦБ, антикризисные меры обойдутся в 5-6 триллионов рублей, прикидывает он. Центр макроэкономических исследований (ЦМЭИ) Сбербанка, рассчитав последствия стремительного распада еврозоны, получил следующие цифры: баррель Brent опустится до 80-85 долларов, рубль упадет к бивалютной корзине на 10 процентов, напоминает главный аналитик центра Андрей Синяков.
На горизонте года после развала еврозоны рост экономики уйдет в минус на 2,1 процента, безработица вырастет до 7,3 процента. Но бюджету придется сложно, ненефтяной дефицит уже сейчас - около 10 процентов.
Центр развития Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ "ВШЭ") рассчитал, что среднегодовая цена нефти сначала составит около 70 долларов, к 2014 году - поднимется до 80. Падение рубля в его прогнозах меньше, чем у минэкономразвития - если самые страшные события в Европе произойдут в этом году, доллар поднимется до 38,3 рубля, по итогам 2013 года - до 41,8 рубля.
Но экономика скоро не оправится, она будет расти минимальными темпами - 1,3 процента в 2014 году и 0,2 процента в 2015 году. Впрочем, большинство экспертов все-таки склоняются к тому, что европейское цунами удастся погасить. Но дело даже не в возможном развале Еврозоны. "Кроме внешних шоков перед нами стоят серьезные структурные вызовы, отмечает Масленников. - Мы имеем дело с переходом глобальной экономики в новое качество, развивающимся странам надо переключаться на внутреннее потребление, развитым - увеличивать предложение на внешние рынки. Это не близкий и сложный путь. Переход может длиться до конца десятилетия, общемировой рост экономики будет примерно в полтора раза ниже, чем он был в 2000-х годах".
Но пока не понятно, готова ли встраиваться в новую модель глобальной экономики наша страна. Сосредоточившись на европейских проблемах и возможном падении цен на нефть, мы готовимся к прошедшей войне, предупреждает директор по макроэкономике НИУ "ВШЭ" Сергей Алексашенко. "Но кризис в России может быть связан с тем, что и при достаточно высоких ценах на нефть в стране остановятся частные инвестиции, перестанет расти экономика". Причем, к такому порогу мы подошли достаточно близко. Отток капитала с сентября прошлого года уже составил почти 100 миллиардов долларов, темпы роста экономики замедляются четыре квартала подряд", - напоминает Алексашенко.
"Показатели по оттоку капитала - индикатор того, какие ожидания имеет крупный бизнес", - соглашается профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций НИУ "ВШЭ" Александр Абрамов. "Но улучшение делового климата - кропотливая ежедневная работа. Такие изменения затронут большое количество людей, которые сейчас наживаются на поборах с бизнеса", - рассуждает Абрамов.
"Лучшая антикризисная стратегия - диверсификация экономики, поиск новых торговых партнеров, повышение эффективности бизнеса, - считает главный экономист АФК Системы Евгений Надоршин. - Но такая политика не предполагает накопления подушки безопасности. Считается, что резервы спасли российскую экономику во время прошлого кризиса, а на самом деле падение оказалось более глубоким, чем в других странах мира, которые такой подушки не имели.
Кроме того, когда подушку безопасности копит государство, правительство дает понять, что не готово брать на себя риски по долгосрочным инвестициям, это отбивает охоту вкладываться в развитие экономики у граждан и бизнеса". Надо изо всех сил развивать внутренний потребительский рынок, чтобы меньше зависеть от международной конъюнктуры, давать возможности для развития предпринимательской инициативы, продолжает глава экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян.
"Пока же мы в существующих антикризисных пакетах сталкиваемся с эффектом дежавю, - сокрушается Масленников. - В прошлый раз Россия в целом выстояла перед кризисом, но его очистительная энергия использована не была, неэффективных предприятий меньше не стало, а все структурные меры были отложены в сторону". Вероятность нового мирового пожара от нас не зависит, а кризисы в рыночной экономике - нормальная вещь, стало быть, несмотря на их ожидания надо действовать "по расписанию": реализовать бюджетное правило, реформировать госзаказ, пенсионную систему, здравоохранение и исполнение "дорожных карт" для улучшения условий ведения бизнеса, перечисляет Масленников.
Пока не поздно, надо ввести масштабную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Если все-таки разразится кризис, то с учетом нынешней внутриполитической ситуации властям надо будет объяснять обществу каждый свой шаг, ни одна антикризисная мера не реализуется вне социального контекста, эффект зависит от того, насколько понимают и доверяют им люди, резюмирует Масленников.