В России износ основных фондов большинства аэропортов составляет от 40 до 80%, поэтому значение проектов по модернизации инфраструктуры аэропортов в нашей стране едва ли можно переоценить.
Государственно-частное партнерство (ГЧП) является широко используемым механизмом реализации инфраструктурных проектов во всем мире. Механизм ГЧП позволяет как распределить государственные затраты реализации проекта во времени, так и снизить их за счет эффективности частного сектора. ГЧП применяется практически во всех секторах инфраструктуры, в том числе и в транспортной инфраструктуре.
Аэропорт "Пулково" в Санкт-Петербурге занимает третье место среди аэропортов России по пассажирообороту. Сейчас в рамках проекта, реализуемого по схеме государственно-частного партнерства, проводится масштабная реконструкция "Пулково". Структура проекта разработана в соответствии с законом Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" (который был принят в 2006 г.).
Реконструкция аэропорта окажет положительное влияние на город как в экономическом, так и в социальном плане. При подготовке технико-экономического обоснования и организации конкурса правительство города использовало передовой международный опыт, что позволило обеспечить значительный интерес инвесторов к проекту. По результатам предварительного квалификационного отбора к конкурсу было допущено семь консорциумов. Также высокую заинтересованность в проекте продемонстрировали международные коммерческие банки, в результате чего предложение банков в два раза превысило изначально планируемые объемы финансирования по проекту.
Проект "Пулково" по схеме ГЧП, получивший долгосрочное банковское финансирование (на 15 лет), стал знаковым для нашей страны и продемонстрировал возможность привлечения долгосрочного финансирования в проекты ГЧП в России. Проект развития аэропорта "Пулково" на основе ГЧП входит в сотню мировых образцовых высокоинновационных городских инфраструктурных проектов.
Благодаря уникальной структуре проекта, в котором часть доходов генерируется в иностранной валюте, что позволило привлечь дешевые кредиты в иностранной валюте и сняло необходимость хеджировать валютный риск, его финансовое закрытие стало возможным в период мирового финансового кризиса. Консорциум, победивший в конкурсе, получает доходы как от авиационной, так и от прочей деятельности. Соотношение собственных и заемных средств в рамках проекта составило 40:60. Структура задолженности была разработана с учетом того, что выручка аэропорта поступает в рублях, долларах и евро. Заемные средства были привлечены в этих трех валютах, чтобы оптимизировать структуру финансирования проекта.
"Пулково" - первый проект ГЧП такого масштаба, и, безусловно, некоторые недостатки в его реализации неизбежны. Сейчас инфраструктура аэропорта развита недостаточно оптимально, в частности, между "Пулково" и центром города нет быстрой транспортной связи, и это представляет определенные сложности для инвестора, реализующего проект. Другая потенциальная трудность - отставание качества таможенных услуг от темпов роста пассажиро- и грузопотоков.
Реконструкция аэропорта позволит привлечь в город бюджетные авиакомпании, что в свою очередь приведет к увеличению мобильности его населения. Развитие направления грузовых перевозок в "Пулково" поможет оптимизировать транспортные расходы и сократить сроки доставки в некоторых отраслях экономики, что окажет стимулирующее воздействие на деловую активность города.
Санкт-Петербург является одним из первых регионов в РФ, который принял региональный закон о ГЧП. Документ дает большую гибкость в использовании различных моделей ГЧП, нежели Федеральный закон N 115 "О концессионных соглашениях". Сейчас уже больше 50% регионов России последовали примеру Санкт-Петербурга и приняли региональные законы о ГЧП.
Наиболее проблемные области инфраструктуры Санкт-Петербурга - транспортный сектор и ЖКХ. Администрация города рассчитывает использовать механизм ГЧП в качестве метода реализации проектов в этих областях. Помимо реконструкции аэропорта "Пулково" примеры таких проектов включают в себя Западный скоростной диаметр (финансовое закрытие состоялось в июне 2012 г.), проект строительства школ и детских садиков в районе "Славянка" (финансовое закрытие достигнуто в 2011 г.), проект "Невская вода" и мусороперерабатывающий завод в Янино. Пока же проект "Пулково" создал экономическую модель для будущих проектов ГЧП как в Санкт-Петербурге, так и в России в целом, продемонстрировав возможность и эффективность его применения для создания инфраструктурных объектов.