Минфин разработал метод по выявлению неблагонадежных контрагентов

Минфин в августовском письме налогоплательщикам сообщил, как можно выявить неблагонадежных контрагентов. Компаниям предлагается, во-первых, оценить или проверить наличие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, а также документа, удостоверяющего его личность.

Во-вторых, получить информацию о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных или торговых площадей, а также сведения о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ. Кроме того, минфин советует изучить возможность реального выполнения организацией условий договора.

Для предпринимателей наличие однодневок среди контрагентов представляет реальную опасность. Наличие фирм-однодневок среди поставщиков может стать основанием для выездной налоговой проверки. А доказанная налоговиками в ходе проверки необоснованная налоговая выгода, полученная по сделкам с недобросовестными компаниями, грозит доначислением налога на прибыль и НДС, соответствующих пеней и штрафов.

"Судебная практика давно исходит из того, что налогоплательщик обязан провести минимальную проверку добросовестности своего поставщика, которая выражается в запросе уставных документов и информации о госрегистрации контрагента в ЕГРЮЛ. Если поставщик действует в лице представителя, которому нужна доверенность, то и ее налогоплательщик должен получить, - говорит партнер юридической компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов. - Минфин, правда, говорит "оценить и проверить", что может пониматься по-разному. Для кого-то проверка выражается в проверке реквизитов, а другие (например, минфин) могут считать, что надо проверить подлинность подписи того, кто выдал доверенность. Минфин предлагает также проверять информацию о фактическом месте нахождения контрагента и его возможности реального выполнения договора. Но суды ввели в практику судебных споров такой критерий, как "реальное исполнение договора". Это означает, что если договор реально выполнен, а минимальная проверка была совершена, то налогоплательщику не надо доказывать, что его контрагент мог выполнить этот договор. Если же договор реально не выполнен, то налогоплательщику не поможет то, что он может доказать наличие у его поставщика возможности исполнить договор. Выходит, что дополнительные проверки, которые предлагает делать минфин, излишни".