Ожидается, что под Петербургом появится целый город с собственной инфраструктурой и развитым транспортом, где будут располагаться 4,5 млн квадратных метров жилья на участке около 2000 гектаров.
Южный разместится между федеральными трассами М20 и М10. Территория его ограничивается Киевским шоссе, проектируемой объездной дорогой вокруг Пушкинского аэродрома, Гатчинским шоссе, а также границей Петербурга и Ленобласти. Планируется, что в новом районе смогут поселиться более 170 тысяч человек. Суммарные затраты на создание города-спутника оцениваются в 176 млрд руб.
Весной этого года вице-губернатор города Сергей Вязалов велел пересмотреть выделение нескольких миллионов бюджетных денег на строительство подстанций для электроснабжения будущего Южного. Тогда девелоперы говорили, что стоимость необходимых вложений в инженерную инфраструктуру еще даже не подсчитана. В итоге расстановка сил поменялась: изначально предполагалось, что развитие инженерных сетей город возьмет на себя, однако при подписании договора все обязательства по созданию этой инфраструктуры, а также по строительству внутренних дорог инвестор взял на себя.
Затраты города на проект сократились, однако часть обязанностей осталась. В сферу ответственности петербургских властей по созданию Южного теперь входит строительство крупных транспортных магистралей и развитие социальной инфраструктуры - школ, детских садов, больниц и культурных учреждений.
Гарантировать трудоустройство местных жителей собираются прежде всего за счет создаваемой по соседству индустриальной площадки. Проект подразумевает появление еще и площадей с бизнес-недвижимостью, а также создание индустриального парка - одна его часть будет уже в Ленинградской области, другая часть - между Киевским шоссе и железной дорогой - относится к городу. На этой промышленной территории площадью около 250 га пока планируют разместить производства 4-5-го класса, то есть пониженной вредности, - продуктовые, сборочные. Трудоустроить здесь смогут около 20 тысяч человек.
Именно удаленность Южного признают основным минусом. Как рассказали "РБГ" в аналитическом отделе компании "Петербургская недвижимость", о выгодности приобретения жилья здесь говорить пока рано, все-таки это направление не является престижным с точки зрения доступности, даже до кольцевой автодороги.
- Киевское направление и так перегружено, а если учесть, что в Петербурге недалеко от этого района развиваются еще пять девелоперских проектов общей площадью недвижимости около 4 миллионов квадратных метров, можно себе представить, что будет твориться на выездах и подъездах к городу с южной стороны, - говорят в "Петербургской недвижимости". Как пояснили аналитики, девелоперы "не в восторге" от реализации таких проектов по схеме ГЧП, так как эта форма не является до конца изученной и понятной. Особенно много вопросов здесь касается сроков возврата вложенных денег, времени эксплуатации инвестором. Нет никаких подробностей, что и как именно строить в сотрудничестве с государством, схема до сих пор неясна.
Пример с Южным показателен - сначала за инфраструктуру должны были взяться власти, но затем схему пересмотрели, несмотря на предварительную договоренность. Однако далее проекты типа Южного, скорее всего, все равно будут развиваться, хоть и со множеством проблем. Глава компании "ЮИТ Санкт-Петербург" Михаил Возиянов подчеркнул, что в городской администрации понимают, что одновременно полномасштабно финансировать все проекты комплексного развития территорий просто невозможно, поэтому и первые проекты ГЧП идут "со скрипом", и главная проблема петербургского рынка недвижимости - задержка с утверждением градостроительной документации - до сих пор не решена. По мнению эксперта, основная задача - создать схемы взаимодействия власти и бизнеса, чтобы опасения относительно недостатка средств на развитие инфраструктуры не сдерживали рассмотрение проектов планировок и, соответственно, строительство.
- Администрацию города беспокоит потенциальная невозможность обеспечить финансирование объектов соцкультбыта, дорожной сети и инженерной инфраструктуры, - рассказал "РБГ" Возиянов. - Накоплен большой объем проектов планировки территорий, остающихся до сих пор не рассмотренными. Поэтому, безусловно, требуется конструктивный диалог между застройщиками и администрацией при организации ГЧП-проектов. Во-первых, относительно форматов такого финансирования и софинансирования, во-вторых, для выработки механизмов, позволяющих определить, каким образом тот или иной девелоперский проект будет получать финансирование по каждому направлению развития инфраструктуры.