Новости

21.08.2012 00:40
Рубрика: Экономика

Экзотика ушла в прошлое

Этим летом россияне предпочли провести отпуск в европейских странах Средиземноморья. Главные фавориты сезона - Испания, Греция, Болгария, Хорватия, Черногория, Италия. Неожиданностью для рынка стал повышенный интерес к летнему отдыху в ОАЭ. А успешному сезону в Краснодарском крае помешала трагедия в Крымске.

- Лето еще не закончилось, но уже сегодня можно сказать, что сезон гораздо более спокойный, нежели предыдущий, - рассказывает Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР). - Помня прошлогодние ценовые войны, которые привели лишь к финансовым потерям, туроператоры сбалансировали свои программы, и этот сезон, несомненно, окажется более рентабельным для турбизнеса.

С этим мнением согласна и Ирина Тюрина, пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ). "Судя по меньшему количеству спецпредложений, отсутствию массового демпинга на востребованных направлениях, сезон в финансовом плане складывается удачно. На это также указывает и хорошая глубина продаж - в летние месяцы туристы активно бронируют туры на Новый год", - отмечает она.

Туроператоры довольны и предварительными итогами летнего сезона. "Летний сезон однозначно рентабельный, причем по всем пляжным направлениям, особенно по Хорватии", - сообщил "РБГ" Евгений Судьбин, генеральный директор компании "Асент Тревел".

А вот прошлый год для Хорватии в финансовом плане оказался провальным. Поэтому в этом году туроператорам пришлось менять стратегию. "Мы наступили на горло собственной песне, урезали свои амбиции, все тщательно спланировали и решили оставить план по объемам продаж на прошлогоднем уровне, но с финансовой точки зрения сезон складывается гораздо лучше, чем в 2011 году", - рассказывает Максим Приставко, заместитель генерального директора компании "Джет Тревел".

Та же тенденция и на греческом направлении. "Прошлый год по Греции для турбизнеса был провальным из-за переизбытка предложений на рынке, вынуждающего компании продавать путевки себе в убыток. В этом сезоне уменьшение объемов перевозки и правильная оценка спроса привели к тому, что туроператоры по Греции получат прибыль",- утверждает Анатолий Гаркушин, генеральный директор компании "Пантеон".

Конечно, спецпредложения на популярных направлениях регулярно появлялись прежде всего по Греции, а также по Болгарии, по Кипру, по Испании, но это не носило прошлогоднего массового характера. По наблюдению Майи Ломидзе, большинство туркомпаний в предыдущие годы планировали 25-процентное увеличение объемов продаж, что изначально означало: впереди скидочная война. В этом году запланировали прирост от 5 до 10%, а то и вовсе оставили объемы на уровне прошлого лета. Турбизнес просто устал терять. Заставили туроператоров взвешенно подойти к планам и громкие банкротства, в частности крупной и, казалось бы, стабильной компании "Ланта-тур".

Для туристов такая ситуация выглядит как общее подорожание путевок на всех направлениях. Но объективно это не так. По сравнению с прошлым годом стоимость туров выросла незначительно за счет общего роста цен на авиатопливо и обязательных платежей, что происходит ежегодно. Но если в прошлом сезоне турист мог купить путевку в Грецию, Испанию или Болгарию по цене гораздо ниже себестоимости, то сегодня туры продаются по их реальной стоимости. В конечном итоге для туристов такая ситуация выгодна: она означает стабильность рынка и гарантированное качество обслуживания. Одновременно туристы стремятся купить тур заранее, чтобы иметь больший выбор по хорошей цене, отсюда и глубина продаж, которую отмечают туроператоры в этом сезоне.

Что касается популярности направлений, то, как рассказывает Майя Ломидзе, в абсолютных цифрах по количеству туристов лидирует Турция, на втором месте Египет, дальше - со значительным отрывом - Испания и другие Средиземноморские страны, такие как Греция, Болгария, Италия, Франция, Хорватия, Кипр, Черногория. Однако по динамике роста спроса европейские страны в этом году значительно обошли и Турцию, и Египет. Спрос на отдых в Египте остался на прошлогоднем уровне, а на турецком направлении относительно прошлого года вырос всего на 10% процентов. При этом спрос на Болгарию вырос, по разным оценкам, на 20-35%. Увеличение спроса на Италию произошло в среднем на 20% по сравнению с прошлым годом, на Хорватию, по предварительным оценкам, на 15-20%, на Грецию - на 20-30%. Популярность Черногории выросла в два раза относительно 2011 года. Рост спроса наблюдался и на других европейских направлениях.

По мнению экспертов туррынка, снижение спроса на Турцию связано с тем, что цены на отдых в стране этим летом достаточно высокие, спецпредложений очень мало, и многие предпочли за те же деньги провести отпуск на европейских пляжах. Египет по-прежнему многие расценивают как нестабильное направление в плане безопасности. Европейцы же, стараясь увеличить долю российского рынка в общем туристическом потоке, идут навстречу нашим туристам. Так Болгария в этом году упростила визовый режим для россиян - они могут въезжать в страну по шенгенской мультивизе. С 1 июля 2012 года консульства Болгарии начали оформлять многократные годовые визы гражданам России, которые в 2011 году посещали Болгарию. Также летом было принято решение оформлять визы не через визовые центры, а в консульстве. В результате россияне экономят время и деньги. Многократные шенгенские визы выдает нашим путешественникам и Греция. Кроме того, в Греции из-за экономической нестабильности в этом году на 20-30% снизились цены в барах, ресторанах, магазинах, так что туристам отдых обойдется дешевле.

Небывалый успех Хорватии туроператоры связывают с тем, что туристы поспешили воспользоваться последней возможностью отдохнуть в стране без визы. Летом следующего года Хорватия вступит в Евросоюз, и придется оформлять шенгенскую визу. Не избежать и роста цен. Похожая ситуация наблюдалась и в Болгарии перед введением шенгенских виз. После их введения турпоток значительно уменьшился.

Повышенный спрос на популярные итальянские туры держался с начала сезона, большинству туроператоров по Италии удалось избежать демпинговых цен. Принимающие операторы в самой Италии были удивлены количеству россиян, приехавших в Калабрию, что стало возможным благодаря новому рейсу Москва - Кротоне. Последние несколько лет россияне составляют в Римини около 70% от общего потока иностранных туристов. Прибавилось наших туристов и на Сицилии. Но без финансовых потерь итальянское направление все же не обойдется. Связано это с тем, что в ночь на 12 августа авиакомпания Wind Jet полностью прекратила полеты из-за финансовых трудностей. В России Wind Jet выполнял около 20 рейсов в неделю, перевозя более 10 тысяч пассажиров. Основными аэропортами назначения были Бергамо, Верона, Катанья, Палермо, Пиза и Римини. Как сообщила Ирина Тюрина, сегодня туроператоры активно ищут новые варианты перевозки, также они заявили о своей готовности вернуть деньги тем, кто решит отказаться от поездки, поскольку программа оказалась сильно сокращена. По словам Максима Приставко, банкротство перевозчика, конечно, повлияет на спрос по итальянским программам, но туроператоры готовы обеспечить замену. "В целом же все трудности и финансовые потери ложатся на плечи туркомпаний. Максимум, что грозит нашим туристам, это задержки рейсов", - добавил г-н Приставко.

Ирина Щеголькова, глава пресс-службы Ростуризма, подтвердила это заявление: "Операторы все организуют за свой счет, банкротство итальянской авиакомпании никак не отразилось на кошельке потребителя. В Ростуризм не поступило ни одной жалобы".

Совсем другая картина на экзотических направлениях. Популярные в прошлом году Доминиканская Республика, Куба, Маврикий, Шри-Ланка в этом году оказались провальными. Не поехали россияне и в Таиланд, хотя в 2011 году это направление было на подъеме, несмотря на то, что лето - не сезон для отдыха в Таиланде. Специалисты считают, что в прошлом году не характерный для этих направлений летний рост произошел за счет падения спроса на Египет.

Неожиданностью этого сезона стал летний рост спроса на Дубай. Это достаточно дорогое "зимнее" направление, согласно статистическим данным Департамента туризма и коммерческого маркетинга Дубая (ДТКМ), за апрель - июнь текущего года посетили 88 тыс. 387 российских туристов, что на 77% больше, чем за аналогичный период 2011-го. Дмитрий Арутюнов, гендиректор компании "Арт-Тур", считает, что кроме того что власти Дубая постоянно продвигают эмират в России, отели сделали выгодные предложения. Причем чем больше раскручен отель, тем больше он дешевеет летом. Выгодные цены предлагают и авиакомпании. Летом в пятизвездочном отеле, который стоит $500, можно разместиться за 120. В Дубае очень развитая и качественная инфраструктура, кроме того, страна безопасная. Те, кто не может позволить себе отдых в Дубае зимой, поехали летом. По мнению Татьяны Ванд, гендиректора компании "Ванд Интернэшнл тур", прирост на направлении достигнут исключительно за счет регионов. Из небольших российских городов в этом сезоне стартовало много чартерных программ в Эмират, и часть египетского потока переориентировалась на Дубай.

На российском направлении для курортов Краснодарского края - главных мест летнего отдыха туристов, по оценкам экспертов, сезон начался очень удачно, наблюдалась хорошая глубина продаж, но трагедия в Крымске внесла существенные коррективы. "Турпоток упал на 30-50%, - говорит Майя Ломидзе. - Причем не только в Геленджик, который стихия косвенно затронула и где продажи на время вовсе остановились, но и на отдаленные курорты - такие, как Анапа. Снизился спрос и на курорты большого Сочи. Реакция скорее чисто психологическая, ведь Крымск находится в 100 километрах от моря, но люди не хотели ехать в регион, где случилась трагедия. Снизился даже спрос на отдых в Крыму. Некоторые туристы посчитали, что Крымск находится именно там".

Краснодарскому краю пришлось предпринять немало усилий, чтобы убедить туристов, что в курортных городах все работает. Власти Геленджика оперативно восстановили туристическую инфраструктуру и анонсировали целый ряд мероприятий и фестивалей, чтобы вернуть туристов. Но по наблюдениям Ильи Уманского, гендиректора компании "Алеан", турпоток в Геленджик до сих пор не достиг сезонного уровня. Хотя остальные курорты Краснодарского края продаются успешно. Неоднозначная ситуация лишь в Сочи. По информации управления по курортному делу и туризму администрации Сочи, с начала года здесь отдохнули на 1,3% человек больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. С января по июль в большой Сочи приехали 1,3 млн человек. Однако, как рассказали в РСТ, большинство туроператоров считают, что увеличению турпотока Сочи обязан вовсе не туристам, а строителям. Многие объекты размещения города отданы под жилье работников, приехавших на олимпийские стройки. Реальный же спрос на Сочи у туристов по сравнению с прошлым годом либо остался на прежнем уровне, либо снизился. По сообщению Ильи Уманского, сильно просел спрос на санатории. "Если в плане отдыха строящийся Сочи туристов не особенно смутил, то лечиться ехать на стройку желающих было немного", - отметил он.

В то же время, как считает эксперт, активизировался интерес к пансионатам среднего ценового уровня: "благодаря" олимпийской стройке цены в них в среднем на 10% ниже, чем на других курортах Краснодарского края. В целом же, по оценке Ильи Уманского, особенного прироста на рынке по Краснодарскому краю не произошло, общий рост на уровне 3-5%. Хотя впереди - бархатный сезон и бронирования на сентябрь идут активно. Сдерживает туристов то, что по-прежнему крайне затратной остается авиаперевозка на черноморские курорты. Стоимость билета экономкласса Москва - Сочи - Москва доходит до 20-25 тыс. рублей.

Экономика Туризм Банкротства турфирм
Добавьте RG.RU 
в избранные источники