Добыча угля в России продолжает расти: в период за январь - июль этого года было добыто 196 млн т. угля, что на 6% больше аналогичного периода прошлого года, при этом объем поставок на экспорт составил 70,6 млн т., что составляет +15,8% к январю-июлю 2011 года. Можно сказать, что прошедшее полугодие является вполне логичным продолжением волны успехов 2011 года, который стал поистине годом рекордов. Что касается структуры добычи в зависимости от способа, то она не претерпевает существенных изменений уже на протяжении достаточно длительного периода времени и остается стабильной: треть добычи осуществляется подземным способом и две трети угля добывается на разрезах.
Прошедший год был весьма благоприятен для угольной промышленности в плане ценовой конъюнктуры. Это касается как внутреннего рынка угля, так и ситуации на рынке внешнем. Эффект от наводнения в Австралии и связанный с этим дефицит на мировом рынке оказывал особо сильное давление на ценовую конъюнктуру в сегменте коксующихся углей на протяжении всего года и отступил лишь к его концу. В секторе энергетических углей ситуация была несколько иной: цены оставались стабильными на протяжении всего года, закрепившись на отметках, достигнутых в ходе роста последних месяцев 2010 года.
Российский рынок второй год подряд демонстрировал рост цен. Разумеется, лидером этого роста стали самые ценные и дефицитные марки коксующегося угля, цены на которые в декабре 2011 года по сравнению с декабрем 2010-го выросли почти в 1,6 раза. Не сильно отставали цены на рядовой уголь - рост более чем в 1,2 раза по итогам года. Не удивительно, что отрасль продемонстрировала хороший финансовый результат - прибыль составила 122 млрд руб., что примерно в 1,5 раза больше, чем в 2010 году.
Конечно, в преддверии профессионального шахтерского праздника хочется говорить об успехах, но нельзя забывать и о проблемах, а их немало.
Отечественная угольная промышленность проделала длинный путь за годы новейшей российской истории: от нестабильности 90-х, через сложный процесс реструктуризации, к устойчивому росту 2000-х годов. К сожалению, источники этого роста находятся не у нас в стране, а за рубежом. Экспортные поставки обеспечили практически весь тот прирост добычи угля, который мы наблюдаем на протяжении последних 10-12 лет.
Сегодня каждая третья добываемая в России тонна угля идет на экспорт, а данные первого полугодия 2012 года показывают лишь усиление этой тенденции: экспорт растет в три раза быстрее добычи. Хорошо ли это? С точки зрения текущих потребностей угольной промышленности экспорт крайне необходим, т.к. генерирует значительную часть выручки отрасли. Если же говорить о долгосрочных интересах, то экспорт является своеобразной "миной замедленного действия", и события последних нескольких месяцев хорошо показывают почему. Текущее снижение цен на мировых рынках угля не носит катастрофического характера, однако, даже при таком уровне цен российские угольщики работают на пределе рентабельности. Что будет, если цены будут продолжать снижаться и дальше? Наше место на рынке начнут занимать конкуренты с более низкой себестоимостью добычи и существенно меньшим транспортным плечом: Австралия, Индонезия, Колумбия, ЮАР. Внутренний же рынок не сможет принять эти высвободившиеся в результате падения экспорта дополнительные объемы угля: на протяжении тех же самых 10-12 лет, что рос экспорт, российский рынок оставался прежним по своим объемам.
Таким образом, сегодня имеются две ключевые проблемы угольной промышленности: внутренний рынок, объемы которого не соответствуют имеющемуся потенциалу использования угля в электроэнергетике, и объективные проблемы с транспортировкой угля к потребителям. У каждой из этих проблем своя история и свои варианты решения.
Не секрет, что расстояния, на которые перевозится российский уголь по железной дороге, - одни из самых больших в мире, а если говорить о поставках на экспорт - самые большие. При этом пропускная способность железных дорог по основным угольным направлениям либо уже достигла предельных значений, либо достигнет их в ближайшие несколько лет: речь идет как о магистральных маршрутах, так и локальных железнодорожных сетях, припортовых, внутрирегиональных. Необходимо развивать железнодорожную инфраструктуру и повышать эффективность использования имеющегося вагонного парка. Если решение последней задачи в значительной степени является административно-организационным мероприятием, и в основном связано с налаживанием более эффективного регулирования рынка железнодорожных перевозок, то для решения первой задачи необходимы серьезные инвестиции. Только на мероприятия по расширению транспортного коридора Кузбасс - Северо-Запад потребуется 230 млрд руб., а аналогичная работа в направлении Кузбасс - Дальний Восток оценивается примерно в 200 млрд руб. Если бы это нужно было только угольщикам - это был бы один вопрос, но сетевой коллапс самым непосредственным образом коснется остальных отраслей-производителей массовых грузов, например, металлургов.
Что касается развития внутреннего рынка угля, который сможет обеспечить стабильную загрузку отечественных угледобывающих предприятий, то рецепт здесь один - строить угольные электростанции. В условиях сохраняющегося диспаритета цен на уголь и газ, со стороны государства возможно потребуются дополнительные стимулирующие меры по развитию угольной генерации, например налоговые.
Спустя десятилетие после окончания реструктуризации угольной промышленности отрасли снова требуется активное участие государства в ее судьбе. Мы наблюдаем такое участие, видим верное понимание отраслевых проблем, их реалистичную оценку. Тем не менее необходимо дальнейшее активное и главное - практическое участие государства в решении стоящих перед отраслью проблем.