20.08.2012 23:20
    Поделиться

    Главный приз Выборгского кинофестиваля поделили фильмы "Шопинг-тур" и "Все ушли"

    Завершился ХХ Выборгский фестиваль "Окно в Европу"
    Двадцатый Выборгский кинофестиваль "Окно в Европу" стал историей, а фильмам, на нем показанным, предстоит жизнь в прокате. Долгая или короткая - отдельный вопрос. Как говорится, время покажет. Но, пожалуй, не стоит пренебрегать и сиюминутными впечатлениями.

    Три фильма из восьми конкурсных произвели на меня и, думаю, на публику впечатление. Это "Энтропия" Марии Саакян, "Шопинг-тур" Михаила Брашинского, "Все просто" Сони Карпуниной и "Соловей-разбойник". В в Выборге на факультативных началах присутствует такой конкурсный формат, какого нет на других аналогичных кинофорумах, - "Выборгский счет", куда включены все сколько-нибудь заметные картины текущего сезона. Одной из них ("Ордой" Андрея Прошкина") и был открыт кинофестиваль "Окно в Европу". Премьерный показ "Орды" состоялся на ММКФ два месяца назад, где этот фильм и был удостоен одной из самых престижных наград - за лучшую режиссуру. Пресса у фильма была хорошая. Но она в основном анализировала фильм по касательной, не замечая самого главного нерва авторского замысла. Он ведь не в том, чтобы противопоставить или просто сопоставить нравы и уклады монгольских кочевников и православных славян. Их взаимоотношения не борьба за выживание. И не борьба за взаимопоглощение.

    Их взаимоотношения - история взаиморастворения. Она протекает подспудно, но на каких-то исторических виражах проступает достаточно наглядно. Настолько наглядно, что этого нельзя было не заметить. Поэт заметил и воскликнул: "Да, скифы мы! Да, азиаты мы!"

    Положа руку на сердце, наблюдая нашу сегодняшнюю повседневность по телевизору, а также в кино, трудно не признать справедливость этих восклицаний.

    Сюжет "Шопинг-тура" при всей своей фантасмагоричности - автобус, полный туристов, пересекает границу с Финляндией и оказывается в плену у цивилизованных людоедов - не кажется таким уж абсурдным, если принять во внимание отношения двух главных героев - матери и сына-подростка. Они потеряли только что самого родного человека - мужа и отца. Не исключено, что они его и съели. В фигуральном смысле, разумеется. Теперь по ходу поездки они едят друг друга поедом, впиваясь словами и поступками в самые уязвимые места. Они бы и съели друг дружку без остатка, если бы не финны-людоеды, которых хлебом не корми, дай отведать человечины иностранного гражданина в языческий праздник солнцестояния. Тут-то мать с сыном и примирились, и сплотились, спасаясь от кровожадных иностранцев. Правда, при этом им самим пришлось озвереть, сразившись не на жизнь, а на смерть с финской девочкой-каннибалкой.

    Режиссер снимает эти битвы всерьез, но каким-то неведомым образом авторская ирония проникает в сие действо и зритель то смеется, то ужасается. Есть, правда, и те, кто, недоумевая, раздражается. Все-таки условность сюжетной конструкции здесь чрезвычайно подвижна. Даром что это сугубо авторский триллер. С позиции политкорректности он может не понравиться среднестатистическому финскому зрителю. Дело может кончиться нотой протеста со стороны финского парламента, ежели у него не хватит чувства юмора. У нашей бы Думы его точно не хватило. Страшно представить, что бы поднялось... Потому не буду даже и пытаться. Да и не в моих это силах. В моих силах было проголосовать за приз Гильдии кинокритиков артхаусному фильму Михаила Брашинского "Шопинг-тур", что я и сделал как один из членов этой гильдии.

    Рядом с татаро-монгольским бунтом из "Орды" бунт креативных персонажей, которых изображают Ксения Собчак, Валерия Гай Германика, собачка Моня и др., ничего не потерял в своей выразительности. Там кровь хлещет, здесь сперма стекает по стеклу, за которым маячит испуганное лицо артистки Собчак. На этот сарказм чувства юмора не хватит, пожалуй, ни у какого любителя авторского кино.

    Фильм называется "Энтропия". Название вполне адекватно его содержанию. Смею только предположить, что энтропия без кавычек имеет определенное отношение к авторам сценария и к режиссеру Марии Саакян, человеку одаренному, судя по ее ранней картине "Маяк". Между тем жизнь не так безысходна, как это показалось съемочной группе фильма "Энтропия". И кино не столь безнадежно, как это может показаться читателю этих строк.

    В Выборге случилось нечто непредсказуемое. Наконец-то отечественным кинематографистам удалось предложить качественную буржуазную комедию. Называется она "Все просто". Сняла ее выпускница ВГИКа (мастерская Сергея Соловьева и Валерия Рубинчика) Соня Карпунина. Она же и сыграла в ней главную роль.

    Судя по тому, с какой легкостью картина смотрится, кажется, что действительно все просто - живые диалоги, отчетливые характеры, остроумно закрученная интрига вроде бы на пустом месте, актеры, нигде, ни в чем не пережимающие... Простой рецепт, но как же трудно им воспользоваться, если все эти постсоветские годы так и не было рассказано ни одной сколько-нибудь непринужденной рождественской истории. Хотя многие и не однажды старались... И уж чего только не придумывали мастера уровня Бекмамбетова. В качестве подпорок и костылей брались сюжетные схемы испытанных советских комедий. Но не в коня был корм.

    У Карпуниной тоже есть отсылка к рязановской "Иронии судьбы". Но это не более чем ауканье с ней. Молодую героиню зовут Надей, ее парня - Женей. И опять в ситуации замешаны обе столицы - Москва и Питер. И главное: жизнь богаче самых далеко просчитанных решений, а молодые люди глубже, чем они сами об этом смеют думать.

    награды фестиваля

    Жюри основного конкурса в составе Романа Балаяна (председатель), Ксении Раппопорт, Оксаны Бычковой, Сергея Пускепалиса и Михаила Клочкова распорядилось премиальным ресурсом следующим образом.

    Главный приз поделили два фильма: "Шопинг-тур" Михаила Брашинского с формулировкой "За юмор и жанровую дерзость" и "Все ушли" Георгия Параджанова (за гуманизм и верность жанровым традициям).

    Специального приза удостоилась актриса Татьяна Калганова за лучшую женскую роль ("aШопинг-тур").

    Еще один специальный приз, но на сей раз за лучшую операторскую работу достался Сергею Мочильскому ("Все ушли").

    Дипломами отмечены режиссер Владимир Панков ("Доктор") с формулировкой "За оригинальность музыкального решения" и актриса Агния Кузнецова за лучшую женскую роль второго плана (фильм "Все просто").

    Картина Брашинского удостоилась еще и награды со стороны Гильдии киноведов и критиков Москвы.

    В конкурсе "Выборгский счет", который судят все участники и гости фестиваля, включая его гостеприимных хозяев выборжан, безоговорочную победу одержал "Соловей-разбойник" режиссера Егора Баранова. Второе место заняла картина Виталия Мельникова - "Поклонница".

    В документальном конкурсе победила лента "Кино кончилось" режиссера Ирины Васильевой. А у мастеров анимации лучшим оказался Алексей Туркус с фильмом "Заснеженный всадник".

    Поделиться