Если провести аналогию с понятием "карьерный дипломат" - тот, кто прошел все ступеньки карьерной лестницы и вышел на солидные высоты, то Владимир Матвеевич - самый настоящий карьерный педагог: начинал много лет назад с замены "декретного" места воспитателя в сельской школьной продленке. Кому как ни ему знать о современной молодежи, если и не всё, то очень многое. Опыт - приобретение, которое человек может при желании конвертировать в некие осязаемые ценности. Кто-то - в деньги, почему бы и нет? А кто-то, как мой собеседник, в полезные для всех идеи.
Владимир Матвеевич, как вы думаете, жизнь год от года становится сложнее?
Владимир Зданович: Сложность жизни каждый оценивает по-своему. Очень трудно было пережить Великую Отечественную войну, затем поднимать страну, когда вокруг - голод, разруха.
Но люди видели перед собой конкретную цель, знали: будем хорошо трудиться - станем жить лучше. Их жизнь складывалась не то что проще, но более предсказуемо. Поэтому, если смотреть с материальной точки зрения, конечно, сейчас легче: нет голодных, разутых-раздетых. Но, с другой стороны, мир стал очень изменчив, трудно предугадать, что нас ожидает всего через несколько лет. И это неизбежно накладывает отпечаток на поведение людей. Иногда я замечаю, что мы выглядим какими-то суетливыми, что ли. Хотя жизнь в сельских регионах спокойнее. Точнее, она размеренная и диктуется вековым укладом хлебопашцев. Там люди знают: им надо пахать, сеять, убирать урожай. И так всегда - из года в год. А вообще, если у человека достаток растет, со здоровьем все в порядке, в семье и с окружающими отношения ладятся, наверное, он скажет, что жить стало легче...
А если сравнивать вашу депутатскую действительность начального периода и сейчас?
Владимир Зданович: Когда-то происходило очень много споров, причем частенько не по делу. Но, наверное, так и должно быть, ведь все тогда лишь начиналось. Молодая страна Беларусь определялась, как ей жить дальше, к чему стремиться, какой путь выбрать. Законодательная база только формировалась. Сейчас же работа Парламента, безусловно, стабилизировалась. Но вместе с тем и усложнилась. По всем направлениям законы в основном созданы, теперь необходимо их шлифовать, для чего необходимо хорошо знать и понимать, какие изменения требуются, что это даст государству и народу.
Есть ли отличия в деятельности депутата национального Парламента и депутата Союзного Парламентского собрания?
Владимир Зданович: Начиная с 2000 года я постоянно участвую в интеграционных белорусско-российских проектах, главным образом, конечно, связанных с образованием. И позволю себе близкое мне по теме сравнение деятельности Парламента с учебным процессом. Так вот, можно говорить, что работа в парламенте - это как второе высшее образование. Ну а депутат, работающий еще и в союзном парламенте, получает уже два высших образования, причем одно - за рубежом. Он видит жизнь и перспективы сразу двух государств и принимает решения, исходя из их общей пользы. Кстати, у меня два брата в России: один - в Хабаровске, другой - на Дальнем Востоке. Неужели я забуду о них и стану думать только о себе? Вот сейчас идет Олимпиада. Посмотрите, как горячо белорусы болеют не только за белорусских спортсменов, но и за российских! Это для нас совершенно нормально и понятно.
Владимир Матвеевич, а как вы относитесь к традиционным сетованиям, что, мол, молодежь нынче "пошла не та"?
Владимир Зданович: Конечно, "не та". И о нас так говорили наши родители. Извечная тема отцов и детей. Убежден: молодежь наша хорошая, молодежь всегда соответствует своему времени. И российские ребята, и белорусские. И задача старших поколений не в том, чтобы упрекать их, что у них "не такие", на чей-то взгляд, черты характера. А в том, чтобы передать детям те качества, которые мы хотим ретранслировать в будущее. В том числе молодежь должна продолжать и нашу работу на единение. Поэтому парламентская комиссия Палаты представителей и Союзное Парламентское собрание настроены на активизацию взаимодействия с молодежью. Правда, иной раз, мы немного увлекаемся различными "развлекательными" формами работы. Маловато совместных реальных, конкретных дел - таких, когда и годы спустя можно будет с гордостью сказать: вот, смотрите, когда мы были молодыми, сумели это сделать.
То есть сегодня молодежи нужен свой БАМ?
Владимир Зданович: Возможно, не в таком масштабе... Но что-то подобное. Например, я предлагал создать совместные белорусско-российские молодежные экипажи на уборке урожая. Или, может, нам мост построить так, чтобы одним своим концом он стоял на белорусской земле, а другим - на российской...
Скажите, а у вас не складывается впечатление, что иной раз в работе с молодыми людьми используются инструменты и методы, более соответствующие именно тому периоду, когда строился тот самый знаменитый БАМ?
Владимир Зданович: Не могу согласиться. Мне, например, нравится, как проводится ставший традиционным молодежный лагерь "Бе-La-Русь", где собираются молодежные активисты Беларуси, Латвии и России. Потом ребята возвращаются домой, к своим друзьям и рассказывают о том, что увидели и узнали. Сегодня круг знакомых одного молодого человека превышает сотню человек. Представьте, какая коммуникация! А если учесть, что каждый год состав участников лагеря меняется. Сколько добрых и умных идей разлетается по свету! Но вы правы в том, что нас в свое время можно было зажечь лозунгом. Современная молодежь все-таки более прагматична.
Сейчас в Парламентском собрании обсуждается создание своей молодежной структуры. Смысл ее в том, чтобы дать молодым людям возможность рассказывать о том, чего они хотят, что планируют сделать, исходя из своего, молодого миропонимания. А мы бы помогли им реализовывать интересные и перспективные задумки. К сожалению, пока таких проектов немного. Чаще предлагают создание печатных изданий и организацию стройотрядов. А чего-то нового не наблюдаем.
Вы немало лет работали в сельских школах. На ваш взгляд, какое оно, новое поколение глубинки?
Владимир Зданович: Во все времена сельская молодежь отличалась трудолюбием, которое прививалось и прививается до сих пор, с самого раннего детства, иначе в деревне просто не выживешь. Может, поэтому среди нынешних известных и авторитетных в нашей стране людей так много уроженцев села. Молодые сельчане отличаются весьма пробивным, как теперь говорят, характером, больше приспособлены к жизни, поскольку росли не в тепличных условиях. Они видят свою дорогу и рассчитывают в первую очередь на себя, а не на других. Сейчас находятся желающие доказать: мол, молодежь в деревне забитая. Неправда! В глубинке хватает талантливых молодых людей. Они показывают успехи в труде на тех же, как ни прозаично это звучит, фермах, полях. Мы их видим во время чествования на "Дажынках", вручения государственных наград.
Считаете, у сельских ребят есть реальная возможность подняться на социальный верх?
Владимир Зданович: Не только есть, но и увеличилась. Если нынешний абитуриент из глубинки талантлив и старателен, и сегодня он поступит на бюджетную форму обучения. Ведь количество бюджетных мест практически не меняется: сколько их было в советские годы, столько и сохранилось. И уже ставится вопрос об отмене раздельного конкурса при поступлении в вуз для сельских и городских выпускников. Потому что на тестировании сельчане нередко показывают результаты выше, чем городские школьники.
Вообще в Беларуси понятие провинции весьма условное - страна небольшая. Сам я родился в глухой деревне на Брестчине, на Полесье. И поступил в 1974 году на факультет радиофизики и электроники БГУ. Случается, можно слышать упреки, что в сельских школах недостает оборудования, тех же компьютеров. Я бы советовал таким скептикам проехаться по белорусским сельским школам и посмотреть. В ряде случаев в школах, расположенных в центрах СПК, материальная обеспеченность превышает даже столичную.
Раньше молодые люди равнялись на идеальные образы Павки Корчагина, молодогвардейцев... Сейчас такого нет.
Владимир Зданович: Скажем так: недостаточно.
А они нужны?
Владимир Зданович: Юный человек всегда хочет на кого-то равняться, когда бы это ни происходило. И от того, какие образы будут формироваться в качестве идеалов молодежи, зависит будущее страны.
Вы педагог, учите других. Но, наверное, и сами получали в жизни свои уроки.
Владимир Зданович: Я до сих пор ощущаю себя студентом. Вся моя жизнь - сплошная школа...