Новости

23.08.2012 08:32
Рубрика: Власть

Товара оборот

Хабаровский край подпишет соглашение о сотрудничестве с Республикой Беларусь
В регионе побывал с рабочим визитом Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации Андрей Кобяков. О задачах, которые решались в ходе этой поездки, дипломат рассказал "РГ".

Андрей Владимирович, какова основная цель вашего визита?

Андрей Кобяков: В последнее время заметно активизировались белорусско-российские отношения. В том числе благодаря им на постсоветском пространстве формируется новая конфигурация евразийской интеграции. Несущим каркасом наших связей, помимо политических отношений, конечно же, является торгово-экономическое сотрудничество.

В минувшем году Беларусь и Россия установили своеобразный рекорд: наш торговый оборот составил почти 40 миллиардов долларов. За первое полугодие 2012-го этот показатель вырос на 21,7 процента, а вот оборот с Хабаровским краем сократился на 21,6 процента и составил всего лишь 4,4 миллиона долларов. Такая асимметрия нас категорически не устраивает, ведь этот регион мы считаем одним из важнейших партнеров Республики Беларусь на Дальнем Востоке.

Знаем, что край обладает очень высоким производственным и научно-техническим потенциалом, активно развивает агропромышленный комплекс, имеет развитую горнодобывающую промышленность. Нам есть что предложить хабаровчанам. В свою очередь нам интересна эта территория, которая может дать республике то, чего в Белоруссии нет по естественным причинам. Поэтому главная цель моего визита - выяснить, почему происходит снижение товарооборота, что мешает развитию нашего торгово-экономического сотрудничества, и наметить меры, которые помогли бы восстановить и приумножить объемы торговли.

Правительства Республики Беларусь и Хабаровского края в марте 2003 года заключили соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Каких результатов удалось достичь за девять лет?

Андрей Кобяков: За это время в Хабаровский край были поставлены сотни единиц продукции нашего машиностроения - карьерные самосвалы "БелАЗ", тракторы "Беларус", коммунальная и дорожная техника. Знаю, что хабаровчане охотно покупают холодильники "Атлант", полюбили белорусскую одежду, обувь, текстиль, продукты питания.

С помощью белорусской техники многие сельскохозяйственные предприятия края в последние три года активно перевооружают свой машинный парк.

Подписанное в 2003 году соглашение создало благоприятную основу для развития гуманитарных отношений, реализации проектов в культурной сфере, установления связей в области образования. Например, в июне нынешнего года Минский медуниверситет и Институт повышения квалификации врачей Хабаро­в­ского края провели ежегодный - четвертый по счету - телемост, поделились накопленным опытом. Расширяются прикладные учебные и научные взаимоотношения между белорусскими вузами и Дальневосточной социально-гуманитарной академией.

Чрезвычайно важны и человеческие контакты. Знаю многих белорусов, которые просто ностальгируют по Хабаровскому краю, где прошла их молодость, где они служили и работали, где у них остались близкие, родные, знакомые. С гордостью узнал о том, что в Хабаровске есть улицы, названные в честь городов Белоруссии: Минская и Брестская, Бобруйская и Гомельская, Витебская и Могилевская - всего около десятка. На мой взгляд, это только подчеркивает нашу близость и взаимность интересов.

Готовится подписание нового плана совместных действий - на 2012-2014 годы. Будет ли он принципиально отличаться от предыдущего?

Андрей Кобяков: Предыдущий план мероприятий по развитию торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества прекратил свое действие. Возможно, отчасти и это повлияло на сокращение товарооборота между республикой и краем.

Наша совместная задача - наполнить документ новым содержанием. Пока это только проект, хабаровские министерства внесли в него свои предложения и пожелания, которые еще предстоит детально изучить обеим сторонам. В целом проектом соглашения предусмотрен широкий спектр двустороннего сотрудничества. Кстати, заинтересованные хозяйствующие субъекты могут обратиться в профильные министерства и дать свое видение необходимых мероприятий.

Главная цель визита - выяснить, что мешает развитию торгово-экономического сотрудничества Беларуси и Хабаровского края

Что же касается Республики Беларусь, то для нас, естественно, важны возможности продвижения на дальневосточный рынок продукции нашего машиностроения, агропрома, высоких технологий.

Прежде всего мы можем предложить белорусскую карьерную технику, тем более что "БелАЗы" занимают лидирующие позиции - примерно треть мирового рынка. Кстати, 1700 тяжелых машин этой марки уже трудятся в субъектах ДФО. Горнодобывающая отрасль Хабаровского края нуждается в постоянном развитии: проведении геолого-разведочных работ, вводе новых мощностей по добыче, переработке, транспортировке полезных ископаемых. Именно здесь может быть востребована продукция белорусского машиностроения. В первую очередь речь идет о карьерных самосвалах, автопоездах, а также технике для работы в закрытом грунте.

Нам есть чем поделиться в области сельхозпроизводства и мы готовы делать это на взаимовыгодных условиях. Мы далеко шагнули в создании всего шлейфа почвообрабатывающей, зерно- и кормоуборочной техники. Заметны успехи в сфере промышленного животноводства, прежде всего молочного.

В республике накоплен ценный опыт модернизации социальной структуры села. Построено порядка 1,5 тысячи крупных агрогородков. Это компактная застройка из отдельных коттеджей или домов малой этажности, расположенная недалеко от объектов аграрной отрасли. В каждом из них - по меньшей мере один центр, где есть и клуб, и медицинское учреждение, и библиотека, и все коммунальные блага. На селе за пять лет построено почти десять тысяч домов - обеспечиваются жильем и молодые специалисты, и профессиональные кадры. Предлагаем и Хабаровскому краю реализовывать такие инфраструктурные проекты, которые мы можем адаптировать для вашего региона.

В России Хабаровский край входит в тройку лидеров по объему лесозаготовки. Поэтому стоит учесть, что белорусские заводы освоили фактически всю гамму лесозаготовительной техники - для валки, переработки, доставки.

Все это все достаточно традиционные сферы взаимодействия края и республики. Намечены ли новые направления?

Андрей Кобяков: Нас очень интересуют возможности участия белорусской стороны в авиационном и судостроительном кластере, создающемся в Хабаровском крае. В советский период на авиапромышленность работали десятки белорусских предприятий. Всем известны Барановичский, Минский, оршанский авиаремонтные заводы. Мы заинтересованы в восстановлении былых связей в той отрасли.

При этом нам важно найти партнеров, отношения с которыми не будут сводиться только к ремонту техники. Мы бы хотели войти в производственную кооперацию, в производство современных самолетов. Через это можно рассматривать вопросы макроэкономического регулирования, в том числе по ввозу авиационной техники. Белорусские авиакомпании пока не очень стремятся покупать такие лайнеры, как "Суперджет-100". Но если мы будем взаимодействовать в рамках производственной кооперации, они пойдут на эти закупки.

Со своей стороны Беларусь готова предложить в первую очередь нематериальные активы. В республике достаточно высоко развито научное материаловедение. Кроме того, в Минске действует парк высоких технологий, который начал функционировать раньше российского Сколкова. Научные и технологические достижения республики могут быть использованы при формировании авиа- и судостроительного кластеров в ДФО.

Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока - полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев посоветовал обратить особое внимание и на соевый кластер. Правда, это относится скорее к соседним с Хабаровским краем территориям - Приамурью, Приморью, Еврейской автономии.

Будет ли специальная программа сотрудничества со столицей Хабаровского края?

Андрей Кобяков: В 2008 году был подписан протокол о намерениях, предполагающий развитие и укрепление экономических связей между администрацией города и Беларусью. Думаю, следует актуализировать его.

За десятилетие сотрудничества в Хабаровский край поставлены сотни единиц белорусской техники - карьерные самосвалы, тракторы, коммунальные и дорожные машины

Кстати, Хабаровск показался мне в какой-то степени похожим на Минск. Что хотелось бы добавить к облику города? Больше общественного транспорта с белорусскими марками. Мы выпускаем красивые современные автобусы, шикарные троллейбусы - между прочим, одну такую машину ваш город приобрел к своему 150-летию. Можем построить под ключ скоростную трамвайную линию - от проекта до прокладки путей и поставки вагонов. В Хабаровске меняют уличное освещение - у нас и в этой сфере есть отличный проект.

Еще хотелось бы, чтобы на прилавках хабаровских магазинов было больше продовольствия из нашей республики. Конечно, транспортное плечо не очень простое, и дальняя доставка заметно удорожает товар. Но хабаровчане знакомы с белорусским качеством, знают, что это натуральный продукт и произведен он по соответствующим ГОСТам. Думаю, найдется достаточно дальневосточников, которые станут выбирать именно наши изделия.

Власть Работа власти Внешняя политика Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Хабаровский край