23.08.2012 16:04
    Поделиться

    105 лет исполнилось подводнику Лунину, атаковавшему линкор "Тирпиц"

    105 лет исполнилось со дня рождения прославленного советского подводника Николая Лунина. Для советского Военно-морского флота Лунин - фигура такая же легендарная, как Покрышкин для авиации или Зайцев для снайперов.

    Он вошел в пятерку самых результативных подводников советского ВМФ во время Великой Отечественной войны. Лунин стал единственным капитаном Северного флота, который командовал сразу двумя Краснознаменными подводными лодками ("Щ-421" и "К-21").

    Однако в историю войны он вошел не поэтому. Николай Лунин стал героем самого яркого и одновременного самого спорного эпизода подводной войны с Германией - атаки немецкого линкора "Тирпиц".

    Командир счастливой "щуки"

    Начало войны Лунин встретил командиром подводной лодки "Щ-421". Лунина по праву можно назвать командиром счастливой "Щуки". По итогам пяти боевых походов Лунин заявил о потоплении нескольких крупных транспортов, благодаря чему стал Героем Советского Союза. Лодку наградили орденом Красного Знамени. Но на этом везение закончилось.

    Спустя неделю после выхода указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении почетной награды "Щ-421" подорвалась на мине и затонула. Правда, Лунина на ней уже не было.

    Незадолго до гибели своей любимой "Щуки" кавалер Золотой Звезды получил звание капитана второго ранга и ушел на повышение - командовать подводным крейсером "К-21", принадлежащем к числу наиболее мощных субмарин советского ВМФ. Именно на этой лодке Лунин совершил свою знаменитую атаку на "Тирпиц".

    Попал или не попал

    История конвоя "PQ-17" - один из ключевых эпизодов Второй мировой войны. В июле 1942 года командование ВМС фашистской Германии получили данные о выходе из Исландии в Архангельск конвоя "PQ-17". Это была крупнейшая поставка вооружений и боеприпасов, которую западные союзники собрали для сражающейся России. 200 тысяч тонн грузов, которые везли 34 транспорта, было достаточно для экипировки целой армии.

    Неудивительно, что немцы бросили все силы на то, чтобы помешать доставке военных материалов в советские порты. На перехват конвоя вышла германская эскадра в составе линейного корабля "Тирпиц", карманных линкоров "Лютцов" и "Адмирал Шеер", тяжелого крейсера "Адмирал Хиппер", семи эскадренных миноносцев и двух миноносцев. Это была одна из наиболее мощных группировок гитлеровского флота за всю войну.

    На пути немецких кораблей была развернута завеса из пяти советских подводных лодок. 5 июля в районе острова Ингей в Баренцевом море гидроакустик "К-21" обнаружил шум винтов тяжелых кораблей. Идентифицировав цели, Лунин передал срочное сообщение по радио: "Всем кораблям. Обнаружил два линкора и восемь эсминцев". Немцы перехватили это оповещение.

    Стало ясно, что на эскадру идет охота. Но от планов по разгрому конвоя штаб кригсмарине (ВМС фашистской Германии) не отказался. Капитанам кораблей лишь рекомендовали быть более бдительными.

    То, что произошло потом, до сих пор вызывает бурю дискуссий. Согласно советской историографии, "К-21" сблизилась с "Тирпицем" на дистанцию 18 кабельтовых (3,3 километра) и произвела залп по немецкому флагману из кормовых торпедных аппаратов. Четыре торпеды типа 53-38 ушли в цель с интервалом 4 секунды. В отчете Лунина говорится, что через 2 минуты 15 секунд произошло два взрыва. Экипажу "К-21" и ее командиру мужества было не занимать. Всем на лодке было понятно, что их ждет в случае успешной атаки. Неминуемая смерть. Уйти от одного эсминца еще можно. От двух - почти нереально, хотя шанс все-таки есть. Но девять миноносцев растерзали бы нашу лодку в клочья.

    В течение нескольких минут, пока торпеды мчались к "Тирпицу" на скорости 45 узлов, каждый из подводников прощался с жизнью. Моряки выполнили свой долг и готовились к неизбежному. Но все сложилось иначе: немцы никакой атаки и тем более попаданий торпед в "Тирпиц" не зафиксировали. Линкор, как ни в чем не бывало, продолжал двигаться со скоростью 24 узла.

    Спустя три часа, когда его снова обнаружили (на сей раз британская подлодка) он по-прежнему удерживал такую же высокую скорость. Понятно, что, если бы в корпус корабля попали две торпеды и сдетонировали 600 килограммов тротила, он бы еле шел. Вместо этого линкор стремительно рассекал воды Баренцева моря в попытке найти конвой.

    Никаких записей о столкновении с советской подлодкой в вахтенном журнале "Тирпица" нет. Немцы, видимо, даже не заметили торпедную атаку (что неудивительно в условиях Арктики). Иначе нашим подводникам было бы несдобровать. Немецкая эскадра так и не обнаружила конвой и вернулась на базу. Однако ее появление вынудило британское адмиралтейство отозвать корабли охранения "PQ-17", в результате чего большая часть судов была потоплена самолетами и подводными лодками Германии.

    После боя

    Сейчас очевидно, что Лунин промахнулся, увы. По большому счету, этот факт не вызывал сомнений даже в советское время. Неслучайно даже в официальной истории Северного флота, изданной министерством обороны СССР в 1977 году, ни слова не говорится о попадании торпед в немецкий линкор. О результатах атаки вообще нет ни слова. Военные историки не хотели кривить душой и просто умолчали об этом.

    Недавно появились сообщения, что в августе 1945 года специальная комиссия Северного флота обследовала корпус "Тирпица" в Норвегии, где он был потоплен английской авиацией. Кроме характерных повреждений от британских авиабомб, никаких следов попадания торпед или ремонта днища наши специалисты не обнаружили. Отчет комиссии немедленно засекретили.

    К тому времени подведение итогов Второй мировой войны превратилось в арену ожесточенных идеологических схваток между представителями коммунистического и западного образа жизни. Особое место в этом противостоянии отводилось истории конвоя "PQ-17". Именно поэтому атака "Тирпица" Луниным была объявлена результативной и стала рассматриваться как подтверждение успешности боевой деятельности Северного флота. А если смотреть шире - всего ВМФ СССР.

    Официальная историография пыталась повысить значимость советского флота. Советские моряки не провели ни одной операции на море, которая оказала бы влияние на ход войны. Вот почему в СССР упорно твердили о том, что торпеды поразили фашистский линкор. Тем самым подчеркивалось, что именно благодаря Лунину немцы отказались от проведения крупномасштабных набегов на арктические конвои с помощью боевых кораблей. Получалось, что советские подводники устранили главную опасность, угрожавшую военным поставкам в СССР. "Тирпиц" был важнейшим стратегическим фактором на северном театре боевых действий, который приходилось учитывать руководству СССР, США и Великобритании при планировании военных акций. Если бы Лунин попал, расстановка сил на фронте резко изменилась бы.

    Теперь очевидно, что ничего подобного не произошло. Но факт остается фактом: июльский поход "К-21" оказался единственным случаем, когда советским подводникам удалось выйти в атаку на тяжелый корабль противника. Да еще на флагман кригсмарине. Коллеги Лунина не смогли совершить ничего подобного.

    За всю войну нашим подводникам не суждено было потопить ни одного корабля крупнее миноносца. А уже в мирное время выяснилось, что многие из заявленных им побед оказались ошибкой. Долгие годы эпизод у острова Ингей считался эталоном успешной подводной атаки. Ну или почти эталоном (линкор все-таки не был потоплен).

    О действиях Лунина даже упоминается в мемуарах Черчилля. Правда, там британский премьер прямо говорит, что "командир "К-21" неверно истолковал результаты торпедирования". Специалисты полагают, что торпеды, выпущенные "К-21", взорвались, не дойдя до цели. Подобных случаев во время войны было немало как с подводными лодками союзников, так и наших противников. Нередко торпеды взрывались даже в кильватерной струе, оставляемой впереди идущим кораблем.

    Времена меняются. Старые мифы ветшают. Нам предстоит по-новому взглянуть на прошлое своей страны. И хотя историю войны теперь приходится оценивать по-иному, неизменным остается одно: подвиг тех, кто воевал. Они всегда будут в наших глазах героями, которыми можно только восхищаться.

    Поделиться