Малому бизнесу откроют путь к закупкам товаров и услуг госкомпаниями

Малому и среднему бизнесу откроют путь к закупкам товаров и услуг госкомпаниями и естественными монополиями. К 2018 году они должны будут увеличить общую стоимость договоров по закупкам с "малышами" в пять раз.

Такие ориентиры поставлены в новой дорожной карте, которую подготовили в Агентстве стратегических инициатив (АСИ). Внести ее в правительство для окончательного утверждения там рассчитывают в течение осени. Правила для работы самых крупных заказчиков товаров и услуг с малым и средним бизнесом пропишут в законодательстве, а также в правительственном постановлении.

Речь идет об огромных суммах. В среднем за год госкомпании и естественные монополии тратят на закупку товаров и услуг около 7 триллионов рублей. Но пока они предпочитают работать с крупным бизнесом, дочерними и аффилированными компаниями, отмечают в АСИ. Доля малого и среднего бизнеса в контрактах не превышает 10 процентов. По планам АСИ она должна вырасти в два с половиной раза - до 25 процентов. И если карта АСИ будет реализована, малый и средний бизнес ежегодно сможет претендовать на 1,75 триллиона рублей.

Серьезно намерены в агентстве поработать и над вовлечением малого и среднего бизнеса в электронные торги. Сейчас в них участвует всего лишь треть таких предпринимателей. К 2015 году эта доля должна составлять уже 50 процентов, к 2018 году - 70 процентов. Еще одна задача - увеличение доли закупок инновационных товаров, работ или услуг у малых и средних предпринимателей. Сегодня таких закупок у них вообще не производится. При этом монополии обязаны будут ежегодно выделять в структуре своих конкурсных и аукционных лотов не менее 20 процентов продукции, которая может быть замещена инновационными закупками. Контроль за выполнением этой задачи будет возложен на минэкономразвития и отраслевые федеральные органы исполнительной власти в сфере их компетенции, говорится в дорожной карте.

Оценить, насколько готовы к таким переменам госкомпании и сам малый бизнес, пока непросто, признает руководитель рабочей группы по разработке дорожной карты Сергей Фахретдинов. Но полагает, что работать в этом направлении будет интересно всем.

Государство должно помочь расти малому и среднему бизнесу, стимулируя крупные компании закупать все необходимое прежде всего у таких предпринимателей, поясняют другие эксперты "РГ". Это, замечают они, общемировая практика. В то же время предприниматели вполне готовы соответствовать тем требованиям, которые предъявляют монополии и госкомпании к участникам закупок, отмечает вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин. "Предприниматели уже достаточно широко участвуют в закупках, и в последние несколько лет стала заметной положительная динамика в этом процессе. Именно поэтому достижение 25-процентной доли малого и среднего бизнеса в общем объеме госзакупок - реально", - убежден Владислав Корочкин.

Ряд монополий и госкомпаний уже начали делать первые шаги в направлении, предлагаемом АСИ. Гендиректор агентства Андрей Никитин в интервью "РГ" говорил, что в пилотном проекте уже согласились поработать несколько крупных компаний.

В течение этой недели карта будет отправлена в профильные федеральные органы исполнительной власти для согласования. В АСИ рассчитывают, что оно завершится до конца сентября - начала октября, времени, на которое запланировано заседание Наблюдательного совета агентства.