Как будет развиваться космонавтика? Какие перспективные проекты фундаментальных космических исследований есть в российском "портфеле"? И куда собираются лететь зарубежные коллеги? Многоразовые ракеты-носители - это дальнейший этап развития ракетно-космических транспортных средств?.. Эти и другие самые актуальные проблемы аэрокосмических программ нового тысячелетия будут обсуждаться с трибуны конгресса, на заседаниях различных секций, за "круглыми столами".
Впервые будет работать секция, посвященная отбору экипажей, их подготовке, полету и реабилитации. Интерес к ней огромный: примут участие не только российские космонавты и специалисты, но и европейские, и американские астронавты. Почему - понятно. Сегодня идет речь об увеличении срока работы "небожителей" на Международной космической станции - вместо полугода до года. У России накоплен огромный опыт длительных полетов. Напомним. Рекорд самого длительного полета в космос принадлежит нашему космонавту-врачу Валерию Полякову : он проработал в невесомости 437 суток и 18 часов. И что самое главное, после посадки сам дошел от спускаемого аппарата до палатки спасателей! Ни у американцев, ни у европейцев опыта подобных полетов нет и в помине.
Международный аэрокосмический конгресс собирается раз в три года. Нынешний посвящен 55-летию запуска первого искусственного спутника Земли. Конечно, есть и другие особенности. Так, он проходит на фоне череды неудач российской космонавтики и, напротив, марсианского триумфа американцев. Омрачила торжественность открытия и весть о кончине первого землянина, ступившего на поверхность Луны, - знаменитого Нила Армстронга...
Валерий Бурдаков, доктор технических наук, профессор МАИ, заслуженный деятель науки РФ:
- На конгрессе будут рассмотрены важнейшие вопросы. Наша страна, которая "учредила" когда-то космонавтику и безвозмездно подарила человечеству, получает от нее сегодня неприлично мало - не более 5% от суммарного объема мировых доходов. Так какие у нас перспективы? Давайте смотреть.
Космонавтика начинается с ракеты-носителя, в которой главное - энергетика, т.е. топливо и двигатели. Следовательно, прежде всего, нужны идеи о новых топливах и новых двигательных установках. И такие идеи, естественно, появились. Перспективное однобаковое топливо для ЖРД разрабатывают все космические страны, но только не Россия! А ведь оно обязательно заменит современные двух- и трехбаковые топлива, упростив, облегчив, удешевив систему хранения и подачи его в двигатели. Уверен: с его освоением появятся и многие другие инновации, позволяющие создать суперэффективный многоразовый одноступенчатый экологичный носитель. Он мог бы прийти на смену нашей безотказной "семерке": не потребуются дорогостоящие и сложные стартовые столы. Наоборот, мобильные сооружения позволят производить частые и оперативные запуски.
Новый носитель можно спроектировать таким хитрым образом, что на его базе с минимальными доработками будут собираться супертяжелые космические "бронтозавры", позволяющие "возить" в космос грузы массой аж до 250 т по цене на порядок (!) меньше существующей. Этой массы достаточно для создания аппарата с целью колонизации Луны. Сборка или параллельный полет двух подобных объектов позволит обеспечивать пилотируемые экспедиции на Марс, трех - на Европу, четырех - в пределах всей Солнечной системы...
Конечно, вал последних аварий сильно подмочил нашу космическую репутацию (ту, которая еще оставалась). Наказать виновных, поувольнять руководителей пенсионного возраста?.. Выскажу свое мнение, как человек, начавший работать с Сергеем Павловичем Королевым еще до полета Юрия Гагарина. Современная российская космонавтика держится как раз на людях, имеющих огромные знания и опыт. Новых молодых руководителей надо готовить с помощью тех же опытных пенсионеров в ведущих вузах, но хорошо организованного послевузовского образования нет.
Ликвидирована военная приемка по всей технологической цепочке и заменена ведомственной, что недопустимо. Но у нас большие прорехи в элементной базе, а военная приемка не контролирует изделия, покупаемые за границей. С моей точки зрения, на ответственные объекты надо ставить только детали отечественного производства. Но ведь они у нас не всегда есть!
Теперь об инновациях. Королев тоже собирал инновации со всей страны и из-за рубежа (я сам был в числе его переводчиков). Он понимал: чтобы быть первым, надо все время предлагать новое. Все время новое качество. Рецепт прост! Но это риск для карьеры, и на него многие руководители не идут. Королев наших смежников уламывал сам, т.к. они тоже не хотели рисковать. И не всегда получалось, как, например, с Глушко. Но с намеченного инновационного пути Королев не сворачивал никогда.