К таким выводам пришел зампредседателя Счетной палаты и глава экспертно-консультативной группы ведомства Валерий Горегляд. К 2015 году объем трансфертов регионам сократится больше чем на 15 процентов, а их доля в доходах консолидированных бюджетов снизится почти вдвое - с 19,2 процента в 2011 году до 11,1 процента в 2015 году. В то же время доходы бюджетов 15 регионов сформированы более чем наполовину за счет безвозмездных поступлений.
При этом основная доля трансфертов приходится на поддержку для обеспечения текущих расходов. Если ситуация не изменится, слаборазвитые регионы и впредь будут зависеть от федеральной финансовой помощи и у них не будет мотивации к развитию, считает Горегляд. Параллельно будет расти разница в бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее финансово обеспеченными регионами. В 2011 году она составляла 5,8 раза, в 2012-2014 годах дойдет до 6,2 раза. Сохраняются риски, связанные с долгами. В этом году расходы регионов на их обслуживание вырастут в годовом исчислении на 31 процент - до 99 млрд рублей. Но в невыигрышном положении оказываются и сильные регионы. Сейчас в распоряжении территорий остается 37 процентов доходов. Остальные деньги поступают в федеральный бюджет, а из этой части примерно 20% вновь возвращаются в регионы в виде межбюджетных трансфертов. Негативное влияние такого механизма сильнее других ощущают развитые территории - они передают в федеральный бюджет от 55 до 85 процентов своих доходов. Чтобы исправить ситуацию, надо повысить роль межбюджетных трансфертов долгосрочного инвестиционного характера.