Около заправочной станции, что на улице Сен-Антуан в сотне метров от парижской площади Бастилии, многие автомобилисты притормаживают, а затем резко дают по газам. Нетрудно догадаться, какие эмоции они при этом испытывают: литр 95-го бензина здесь превысил "психологический рубеж" в 2 евро. Теперь он стоит 2,05. И это явно не предел. Справедливости ради заметим, что бензоколонок с такими пугающими цифрами во французской столице немного. Пока немного.
Но факт остается фактом: за летние месяцы горючее во Франции сильно подорожало. В среднем по стране литр 95-го сейчас тянет на 1,7-1,75 евро, 98-го - процентов на десять дороже, а дизельное топливо обходится примерно в 1,5-1,6 евро. Понятно, что Франция, импортирующая энергоносители, не может повлиять на нынешние высокие мировые цены на нефть, а поэтому пространство для маневра у правительства весьма ограниченное.
Как заявил на днях премьер-министр Жан-Марк Эйро, цены на бензин попытаются обуздать с помощью сокращения госпошлин на горючее. Дело в том, что в стоимости литра бензина 60-62 процента составляют специальный внутренний налог на нефтепродукты и НДС.
Власти Франции намереваются внести коррективы в налоги и одновременно потребовать от нефтяных корпораций также поделиться с согражданами, снизив немалую маржу. Ожидается, что эти шаги будут предприняты в ближайшие дни. Правда, скептики считают, что запланированные меры если и скажутся на ценах, то в незначительной степени.
Рим, как выяснилось, что касается бензина, ничем решил не уступать Парижу. По данным ежедневного издания "Квотидиано Энерджия", на днях впервые цены на бензин в Италии перешагнули "психологическую" отметку в 2 евро за литр. Аналитики объясняют этот "взлет" тремя объективными факторами: падением евро, ростом цены на нефть, а также наличием в Италии одного из самых высоких на европейском континенте акциза на топливные продукты.
В большей степени пострадал центр страны во главе с регионом Тоскана. Там стоимость горючего составила 2,013 евро. По данным министерства экономического развития, в среднем по стране цены на топливо распределились следующим образом: 2,06 евро стоит литр "зеленого", экологически чистого бензина, 1,96 евро теперь придется заплатить за литр дизельного топлива и всего 0,784 евро обойдется сжиженный газ.
В отличие от многих других стран в Китае цены на нефтепродукты находятся под жестким контролем государства. Основные компании-производители бензина не могут самостоятельно устанавливать ни розничные, ни оптовые цены на топливо. С одной стороны, это благоприятно сказывается на социально-экономической ситуации в стране, но с другой - негативно отражается на энергетической сфере, где крупные компании порой несут огромные убытки.
Уже несколько лет в Китае действует следующее правило установления цен на внутреннем рынке: если на мировом рынке колебания нефти происходят более чем на 4 процента, то в течение 22 дней меняется и стоимость нефтепродуктов в стране. Например, в этом году подобные колебания в Китае случались уже пять раз: в феврале, марте и августе цены повышались, а в июне и июле - снижались.
Кроме того, розничная стоимость бензина зависит от города. Например, одни из самых высоких цен в Пекине, где литр 93-го стоит 7,6 юаня (чуть меньше 1 евро), а литр 97-го - 8,1 юаня (немногим больше 1 евро). Примерно такая же картина в Шанхае. В других городах цены несколько ниже.
В Германии на днях был побит рекорд цен на бензин за всю историю существования автомобилей - в среднем более 1,72 евро за литр 95-го "супербензина". А 1,73 евро нужно отдать в среднем за 92-й "нормальный бензин", которым в Германии, однако, уже почти никто не заправляется. Высококачественный 98-й ("суперплюс") продается минимум за 1,75 евро. В августе несказанно выросли цены и на дизель - до 1,54 евро. Жалобы на рост цен на нефть и слабый курс евро по отношению к доллару на руку ушлым владельцам бензозаправок. Эти общемировые тенденции топливные концерны с удовольствием используют в качестве аргументов для объяснения повышения цен. Так же, как и повышение налога на минеральное топливо (в Германии доля налогов составляет более 60 процентов от конечной цены).
Представитель Немецкого автомобильного клуба (ADAC) Андреас Хельцель разъясняет, что все это, в большей степени, лишь пыль в глаза. Ведь последний раз налог повышался в 2007 году, а цены на нефть держатся на высоком уровне уже с начала года. Главная причина августовского повышения цен в Германии, по его мнению, - плохое функционирование рынка бензозаправок. Именно их "внутренняя" политика влияет на ценообразование. Введение Федерального центра по наблюдению за бензозаправками лишь в проекте. А пока водителям рекомендуют пользоваться дешевыми заправками.
В Южной Корее также ориентируются на "обычный" бензин, цена которого колеблется в пересчете на европейскую валюту в пределах 1,4 евро. Топливо в Южной Корее всегда было одним из самых дорогих в мире. Что, впрочем, и понятно: в стране не добывается ни грамма нефти и какие-то крохи газа. Впрочем, это все равно не заставляет корейцев отказываться от широкого использования личного автотранспорта и от стойкой нелюбви к малолитражкам. Тем временем так называемый "высококачественный бензин" стоит несколько дороже "обычного" - в районе 1,6 евро. Дизель несколько дешевле - 1,2-1,5 евро за литр. Самый экономичный вид топлива - сжиженный газ, который обойдется "всего лишь" в 0,7 евро.
В Бразилии на протяжении последних 30 лет существует два вида топлива, продающихся на каждой заправке, - спирт и бензин. При этом на территории страны запрещено продавать чистый бензин. Согласно местным законам его необходимо разбавлять спиртом. Процентная доля этанола в бензине варьируется от 10 до 30 процентов в зависимости от региона.
При этом на протяжении всего 2012 года цены на топливо держатся примерно на одном уровне - в среднем 1,2 евро за литр бензина. А вот стоимость спирта, которая сильно зависит от рыночных цен на сахарный тростник, то поднималась, то опускалась, оставаясь примерно на уровне около 0,8 евро за литр. У бразильской нефтяной госкорпорации "Петробрас", которой принадлежит большая доля всех нефтеперерабатывающих заводов в стране, есть планы увеличить в ближайшее время стоимость бензина примерно на 5-7 процентов. Однако правительство южноамериканской страны заверило, что делаться это будет постепенно и аккуратно, смягчив повышение налоговыми послаблениями, чтобы не спровоцировать резкий рост инфляции.
В США цены на бензин по сравнению с прошлым годом немного снизились. В 2011 году они росли на фоне событий на Ближнем Востоке и в частности в Ливии. Тогда цена галлона (3,8 литра) в США переваливала за 3,2 евро, то есть более 0,8 евро за литр. Сегодня цены стали несколько ниже. В среднем по стране стоимость галлона на недорогих заправках составляет примерно 2,8 евро. Как обычно, цены немного разнятся в зависимости от штата. Например, одни из самых низких цен в Техасе: в среднем примерно 2,2 евро за галлон. Дороже всего бензин в США стоит на Западном побережье. Например, в Калифорнии - около 3,2 евро за галлон.