К сожалению, этот сектор сегодня развит в нашей стране гораздо меньше, чем информационные технологии. Вместе с тем промышленные инновации чрезвычайно перспективны для инвестирования, особенно такие отрасли, как лазерная техника, электроника и приборостроение в целом. Одна из причин, затрудняющих приход инвестиций в эти сферы, - это недостаточная экспертиза проектов. Промышленные отрасли вообще изначально более инертны, чем IT: при внедрении новых разработок возникает множество технологических проблем. Кроме того, они часто требуют разработки новых стандартов и внесения соответствующих изменений в законодательство. Наконец, замедленное развитие промышленных секторов не в последнюю очередь связано с тем, что эти сферы деятельности сегодня не привлекают молодые перспективные кадры.
На Западе биотехнологии и фармацевтика уже сегодня могут составить конкуренцию IT-рынку по популярности среди инвесторов. В России же интерес венчурных инвесторов к этим областям только начинает формироваться. Пока в нашей стране слабо развита инфраструктура для развития бизнеса в сфере биотехнологий, однако, даже несмотря на это, в прошлом году мы наблюдали всплеск инвестиций в фармацевтику и биотехнологии. Растут и инвестиции в секторы, связанные с автоматизацией, робототехникой, встроенными интеллектуальными системами. Вероятно, в ближайшие годы нас ожидает повышенный интерес инвесторов к производителям миниатюрных механических и аудиовизуальных устройств, в том числе сенсоров. Очень перспективные направления - это комбинированные разработки на стыке программирования, математики и электроники.
Для поддержки промышленных отраслей РВК создает специализированные отраслевые венчурные фонды по приоритетным направлениям технологического развития России. Это, в частности, фонды поддержки сопутствующих ядерных технологий. Это и новые технологии для атомных электростанций, и медицинские технологии. Еще одно направление - фонды в области интеллектуальных систем управления, которые предназначены для инвестирования в электронику, мехатронику, встроенные системы, робототехнику и создание новых материалов для подобных систем. Отраслевые фонды создаются и в сфере энергоэффективности и альтернативной энергетики. Ожидается, что основной вклад в этот фонд сделают частные инвесторы, потому что сейчас на рынке прослеживается большой спрос на CleanTech, альтернативную энергетику и системы, которые могли бы применяться в традиционной сфере ТЭК.
Еще одно направление - это фонды, которые будут заниматься инвестированием в сферу авиакосмических технологий и во все, что связано с созданием соответствующих новых технологий, в том числе ориентированных на гражданский рынок. Это касается не только, например, двигателей и ракетостроения, но и новых материалов, решений по управлению сложными системами или систем, связанных с безопасностью. Потенциал российского авиакосмоса сегодня достаточно велик, он создает огромное поле для трансфера технологий. Не секрет, что для России эта сфера традиционно является предметом гордости. Нужно использовать тот кадровый потенциал, который мы имеем сейчас, и применять его в инновационном направлении.
Для поддержки промышленности важны не только венчурные инвестиции, но также и посевные, и предпосевные. Особенно на стадии, когда нужно поддержать талантливых инженеров. Это процесс, который дает эффект через много лет в виде появления новых отраслей, увеличения налоговых поступлений, создания новых предприятий, рабочих мест. Если не оказывать поддержки на этом уровне, промышленность быстро перейдет в стадию простой амортизации, при которой не создается ничего нового. На средней и более поздних стадиях венчурного бизнеса госучастие не так важно, но на предпосевном и посевном этапах оно просто обязательно. Государство может и должно брать на себя большую часть рисков на этих стадиях потому, что оно - единственный игрок на рынке, которому при любом исходе экономически выгодно вкладывать в эту сферу. Кроме того, в отличие от частного инвестора, государство может себе позволить проинвестировать тысячу стартапов, даже если 90% или даже все они окажутся убыточными. Когда оно вкладывает деньги в компанию, фактически оставляет их внутри себя - в экономике. То есть деньги остаются на российских банковских счетах, в российской валюте, что бы с ними стартап ни делал. Государство не проигрывает даже в случае, если оно просто раздает деньги в виде грантов по поддержке фундаментальной науки, прикладной науки, трансфера технологий в стартапы.