Российский фондовый рынок сегодня готов поддержать инновационные компании - для этого на Московской бирже был создан специальный сектор - Рынок инноваций и инвестиций (РИИ). По словам начальника управления РИИ Московской биржи Дениса Пряничникова, показатели биржевого оборота по эмитентам РИИ существенно превышают аналоги на иностранных торговых площадках.
"Мы входим в топ-20 мировых площадок и имеем достаточно серьезный объем ликвидности - около 6 млрд долл. составляет объем торгов только по акциям в день, свыше 780 частных инвесторов. Наше достаточно серьезное преимущество - это наличие розничных инвесторов, которые в кризисные периоды сглаживают падение ликвидности", - сказал Денис Пряничников. Он добавил, что выход на РИИ позволяет компании не только привлечь инвесторов, но и получить рыночную оценку стоимости активов, а также увеличить стоимость компании. Дополнительное преимущество, которое дает выход на IPO, по мнению Пряничникова - это повышение узнаваемости имени компании.
Заместитель директора департамента корпоративного финансирования UFS Investment Company Ярослав Вахитов обратил внимание на то, что по мере повышения публичности компании для нее существенно снижается стоимость как долевого, так и долгового капитала.
"Выход на рынок облигаций позволяет привлекать средне- и долгосрочные ресурсы без обеспечения, а также снизить зависимость от банков, в том числе с точки зрения рисков банковской системы", - сказал эксперт.
Впрочем, выход на публичный рынок имеет и свои недостатки. Это необходимость повышения прозрачности бизнеса, а также соблюдение требований по раскрытию информации. На этапе подготовки к IPO компания несет определенные расходы, кроме того, стоимость привлечения средств изначально будет выше, чем текущая стоимость капитала, предупреждают эксперты.
"Размещение акций на бирже является обычной мировой практикой для компаний, - говорит управляющий директор Fast Lane Ventures Джери Калмис. - Конечно, для молодых, инновационных бизнесов привлечь инвестиции таким образом может быть чуть сложнее, чем для более устоявшихся игроков рынка, так как для публичного размещения акций обычно требуется узнаваемая история успеха компании и ее деятельности на рынке. Инновационные компании обычно растут и становятся эффективными путем проб и ошибок, поэтому успешное публичное размещение обычно становится важным шагом к этому успеху".
По словам Джери Калмиса, обычно стартапы используют бизнес-ангелов и венчурных инвесторов как источники финансирования своей деятельности и реализации идей. Однако как только инновационная компания занимает определенное место и становится узнаваемой на рынке, получает кредит доверия от общества и партнеров, размещение акций становится одним из наиболее эффективных инструментов для дальнейшего развития. Также это становится своеобразным барометром и оценкой реальной стоимости бизнеса. "Успешные инноваторы обычно приходят к превосходным результатам, самый явный пример - это, конечно, бренд Apple, который является самым дорогим в мире на сегодняшний день", - отметил эксперт.
Впрочем, российские инновационные компании о преимуществах и недостатках привлечения инвестиций с помощью фондового рынка пока что знают плохо. Популярным источником получения средств остаются банковские кредиты - об этом, в частности, свидетельствуют результаты опроса Внешэкономбанка. "Мы проводили исследование потребностей уже действующих компаний в различных финансовых ресурсах, и основной вывод был в том, что для компаний, уже вышедших на определенные показатели и имеющих стабильные перспективы роста, кредит является наиболее приемлемым источником финансирования", - рассказал управляющий директор департамента поддержки малого и среднего предпринимательства ВЭБ Алексей Тернавский.
Однако, несмотря на то что этот вид финансирования самый популярный, около 40% опрошенных отметили низкую доступность кредитов. И в первую очередь с этой проблемой сталкиваются производственные и инновационные предприятия - по словам Тернавского, они имеют намного меньше шансов получить кредит, чем все остальные.
"Среди проблем, с которыми компании сталкиваются при получении кредита, есть системные - например, недостаток долгосрочных пассивов банков, которые позволили бы им предоставлять финансирование на длительные сроки. Также существует проблема формирования резервов в случае, если кредит относится к невысоким категориям качества. Как правило, все это выражается в достаточно высоких процентных ставках, которые предприятия на стадии развития часто осилить не в состоянии", - отметил Алексей Тернавский.