29 августа в Венеции откроется кинофестиваль Мостра

В Венеции назревает карнавал. В среду откроется старейший кинофестиваль мира - Мостра. Он отметит 80-летие: 6 августа 1932 года на острове Лидо возник первый на планете кинофорум - "выставка кинематографического искусства".

Экран водрузили на открытой террасе отеля "Эксельсиор". Первый в истории фестивальный кинопоказ начался в 21.15 - пошел ужастик Рубена Мамуляна "Доктор Джекилл и мистер Хайд". Дамы и господа стойко выдержали ужасы хоррора, включая моросящий дождик, и отправились на бал. Год 1932-й молодой кинокритик Микеланджело Антониони, один из будущих столпов "нового итальянского кино", назвал памятным: это было начало мирового фестивального движения.

Мероприятие родилось как элемент Венецианской биеннале. Первым президентом Мостры стал граф Джузеппе Вольпи ди Мисурата, и в память о нем приз за лучшие актерские работы назвали "Кубком Вольпи". Этот кубок завоевывали такие звезды, как Кэтрин Хепберн, Бетт Дэвис, Анна Маньяни, Ширли Маклейн, Жан Габен, Марчелло Мастроянни, Алек Гиннесс, Анни Жирардо, а из наших актеров - Наталья Аринбасарова, Олег Борисов, Михаил Ульянов, Ксения Раппопорт.

Юбилей фестиваля - повод вспомнить о его забытых предтечах, о киноклубах, возникших в разных странах после рождения новой музы. Эти клубы с самого начала противостояли коммерческому кино: там смотрели документальные ленты и все невиданное - авангард, экспрессионизм, сюрреализм, - что в молодом искусстве сыпалось как из рога изобилия. От них и пошла традиция считать фестивали форпостом (или резервацией, как кому угодно) новаторского кино. Впрочем, выбор ужастика в крестные отцы Мостры был полемичным по отношению к идее элитарности в самом демократичном из искусств. Венеция и теперь экспериментальному кино отводит побочную программу "Горизонты", а главный конкурс отдает фильмам если не мейнстрима, то в любом случае не скучным.

На первом фестивале конкурса не было, шли ленты, ставшие классикой мирового кино, - в их числе "Земля" Александра Довженко и "Путевка в жизнь" Николая Экка. "Путевка в жизнь", по выбору публики, принесла лавры лучшего режиссера Николаю Экку, а звание лучшего фильма досталось комедии Рене Клера "Свободу нам". Конкурс возник через два года - на второй Мостре. В Венецию наведалась большая советская делегация, и французский журнал "Агентство кинематографии" отмечал: "Русские сумели превратить свое участие в массированную пропаганду за свою страну. На вечере, посвященном русским картинам, показали "Петербургскую ночь" и "Челюскина" - документальный фильм большой исторической ценности... Вечер завершился "Веселыми ребятами" - звуковой комедией, которую смело можно считать лучшим произведением года".

Венецианскую Мостру с Россией сближает многое. Даже то, что и Мостра и Московский фестиваль рождены амбициями тиранов, считавших кино орудием пропаганды. Мостру придумал Муссолини, а затем Сталин решил утереть ему нос Московским фестивалем, который прошел в 1935 году в кинотеатре "Ударник" с жюри под председательством Сергея Эйзенштейна.

Венеция дала первый импульс и для создания Каннского фестиваля. Муссолиниевская Италия давала призы, исходя из лояльности авторов к фашизму. И когда главный приз достался фильму Лени Рифеншталь "Олимпия", воспевшему гитлеровский культ силы, - в знак протеста делегации США, Франции и Англии демонстративно покинули Мостру. Тогда французы и основали свой международный фестиваль.

Восьмидесятилетняя Мостра по счету - 69-я, и в будущем году может снова отметить "круглую дату". Дело в том, что поначалу она выходила раз в два года, а после разгрома фашизма взяла паузу для переформатирования и второго рождения. Ее штабом стало специально построенное по проекту архитектора Луиджи Куальяты здание в стиле модерн на острове Лидо - бункер, как его окрестили. В годы войны бункер заняли под нужды армии, и фестиваль проходил в кинотеатре "Сан-Марко" в Венеции.

Предыдущий директор Мостры, эмигрировавший в Рим Марко Мюллер начал претворять в жизнь давние мечты о новом фестивальном комплексе на Лидо. Стройка застряла на старте: на месте будущего фундамента нашли залежи вредного асбеста. Что с ними делать - решают до сих пор, и 69-й фестиваль, видимо, опять пройдет на полуразрытой строительной площадке.

Из-за тесноты фестиваль не мог обзавестись кинорынком - одним из преимуществ Канна и Берлина. К тому же пару лет назад Лидо лишился легендарного отеля "Де Бэйн", увековеченного в фильме Висконти "Смерть в Венеции", - его перестроили под элитные апартаменты, и жизнь Мостры стала еще суровей. Вернувшийся в директорское кресло Альберто Барбера исхитрился отыскать для рынка помещения в отеле "Эксельсиор", куда впервые в истории Мостры нагрянут дистрибьюторы со всего мира. Официальным партнером Кинорынка станет и государственная компания "Роскино", она представит свой международный передвижной кинорынок DOORS. Из новаций Барберы стоит отметить идею показать программу "Горизонты" всей планете через Интернет. Желающие могут купить онлайн билет ценой в 4.20 евро, после чего им будет выслан персональный линк для просмотра одной картины, и он будет действовать в течение 24 часов, начиная с 9 утра по итальянскому времени. Число мест в "виртуальном кинотеатре", по условиям правообладателей, ограничено 500 "креслами" для каждого фильма.

О программе 69-го фестиваля я расскажу в день его открытия - 29 августа. Напомню только, что в главном конкурсе участвует "Измена" Кирилла Серебренникова, а в конкурсе "Горизонты" - "Я тоже хочу" Алексея Балабанова. Вне конкурса фестиваль покажет документальный фильм Любови Аркус "Антон тут рядом".

Кстати

Наши режиссеры побеждали в Венеции чаще, чем на других крупных фестивалях: обладателями "Золотого льва" становились Андрей Тарковский ("Иваново детство"), Никита Михалков ("Урга"), Андрей Звягинцев ("Возвращение"), Александр Сокуров ("Фауст"), спецпризами жюри награждались Александр Алов и Владимир Наумов ("Мир входящему"), Игорь Таланкин ("Вступление"), Григорий Козинцев ("Гамлет"), Марлен Хуциев ("Мне 20 лет"), Отар Иоселиани ("Фавориты Луны"), Андрей Кончаловский ("Дом дураков"), призы за режиссуру получали Александр Птушко ("Садко"), Самсон Самсонов ("Попрыгунья"), Бахтияр Худойназаров ("Кош ба кош"), Алексей Герман-мл. ("Бумажный солдат"); водопад разнообразных призов обрушился на Алексея Федорченко за фильмы "Первые на Луне" и "Овсянки" .