А ведь еще совсем недавно наше образование было одним из самых инновационных в мире. Сейчас российское образование является не столько катализатором развития, сколько его стагнатором. Одна из причин - практически полностью отсутствует конкурентная среда. Способно ли образование стать локомотивом инновационного развития страны? Да, если от слов перейти к делу.
Для спасения ситуации нужно как можно скорее установить четкие и ясные критерии оценки вузов, соответствующие и мировым трендам, и целям инновационного развития страны. Без организационно-экономических преобразований дальнейшее усиление ресурсного обеспечения образовательно-научной деятельности не только не даст позитивных результатов, но и усилит стагнацию.
Показатели оценки федеральных и исследовательских университетов должны в несколько раз превосходить критерии оценки других вузов. Это же мировая практика! Если для университета обязательным условием становится как минимум одно научное открытие каждые 5-10 лет, то в выделенных вузах открытия должны совершаться каждый год. Патентная активность таких научных коллективов также должна быть выше в несколько раз. Да и само присвоение статуса национального исследовательского университета должно происходить после серьезных научных прорывов и попадания, по крайней мере, на "скамейку запасных" мировых рейтингов.
Современный вуз - это кластер постиндустриальной экономики. Поэтому его следует оценивать не по освоенным ресурсам, а по реальному вкладу в развитие страны, отрасли, региона. Развитие отечественной высшей школы должно соответствовать мировым трендам, а не противоречить им.