Новости

28.08.2012 15:35
Рубрика: Общество

Россия летит на Марс

Россия, Украина и Казахстан готовятся приступить к реализации самого амбициозного космического проекта в постсоветской истории.

Для полетов на Луну и к планетам Солнечной системы необходимы ракетные двигатели новых поколений. И созданы они могут быть только в рамках международного сотрудничества. В начале августа Роскосмос объявил конкурс на подготовку эскизного проекта ракеты-носителя тяжелого класса на базе ракеты "Ангара".  Поскольку "Ангару" проектирует РКК "Энергия", скорее всего, она и станет победителем. Руководитель этой ракетно-космической корпорации Генконструктор Виталий Лопота, в свою очередь,  предложил создавать новую ракету совместно с Украиной и Казахстаном, с  использованием  технологий, применявшихся в программе "Энергия-Буран". Новый носитель будет иметь соответствующее имя "Содружество".

По словам Лопоты, за основу планируется взять кислородно-керосиновые двигатели, используемые в ракетах типа "Зенит". Первая и вторая ступени будут компоноваться из пяти блоков. Грузоподъемность новой ракеты-носителя  должна составлять от 60 до 70 тонн. Такие носители способны выводить перспективные пилотируемые транспортные корабли для полетов к МКС и даже на Луну. Если финансирование работ будет бесперебойным и соответствующим его сложности, то новая ракета-носитель сможет появиться в ближайшие 5-7 лет.

Виталий Лопота пояснил, что эффективность выведения полезной нагрузки ракетой-носителем, созданным для советского "челнока", составляла 4,3 процента, в то время, как даже у перспективной "Ангары" эта эффективность не превышает 2,7 процента. От легендарной "Энергии-Буран" остался боковой блок - ракета-носитель "Зенит", которая производится на Украине, однако 90 процентов ее компонентов - из России. Эффективность выведения полезной нагрузки "Зенитами" уже сейчас составляет примерно 3,9 процента.

По мнению специалистов, лишь на базе технологий этого носителя возможно создать сверхтяжелую ракету, "которой будет достаточно, чтобы выполнить движение к Луне и Марсу". Возможность создания новой сверхтяжелой ракеты-носителя, как сказал Лопота, "уже обсуждалась премьерами России, Украины и Казахстана".  Проект создания сверхтяжелой ракеты "Содружество" имеет реальные перспективы для успешной реализации, считает руководитель Казкосмоса летчик-космонавт Талгат Мусабаев.

В настоящее время сверхтяжелую ракету-носитель также проектируют в США. Называется она Space Launch System (система космических запусков). Как сообщалось в прессе, новая ракета должна иметь грузоподъемность от 70 до 130 тонн. Она строится на базе технических разработок, созданных в рамках программы американских "челноков".

Пробный полет намечен на 2017 год. Так что у нас есть шанс не опоздать. 

Не только снять стружку

Марс - это единственная дальняя планета, которая может быть освоена людьми в ближайшее тысячелетие. Об этом заявил президент - генеральный конструктор РКК "Энергия" Виталий Лопота, выступая на 7-м Международном аэрокосмическом конгрессе, открывшемся в Москве.

Вопрос: куда лететь и на чем - один из главных, которые обсуждают сегодня на форуме ученые из девятнадцати стран. Сценариев - как минимум десятка полтора. Но подавляющее большинство специалистов склоняется все-таки к тому, что главная цель - Марс. Как заметил тот же Лопота, к Венере летать не имеет смысла, поскольку среда обитания на этой планете неблагоприятна для человека. А вот Марс, по его словам, неплохая поляна для нужд колонизации, если это потребуется.

Пожалуй, весомость аргументам здесь добавляет и то, что делает сегодня марсоход Curiosity. А он уже впервые донес на Красную планету человеческую речь, став своеобразным "говорящим" посланцем землян: марсоробот записал речь главы НАСА Чарльза Болдена, а затем передал ее обратно на Землю.

Если планировать полеты к Марсу, возникает проблема с энергетическими возможностями существующих двигательных установок. Правда, специалисты пока расходятся во мнении, какими именно должны быть новые двигатели.

А пока участники конгресса обсуждают проблемы марсианского масштаба, продолжается работа комиссии, занимающейся расследованием аварии спутников связи "Экспресс-МД2" и Telkom 3. Появилась информация, что специалисты проверяют все разгонные блоки "Бриз-М": и те, что находятся на космодроме Байконур, и те, что еще хранятся в Космическом центре им. Хруничева - на предприятии-изготовителе. По предварительным данным, уже установлена наиболее вероятная причина аварии - засорение топливного бака разгонного блока стружкой, образовавшейся при сверлении трубопровода. Судя по всему, опять сработал пресловутый человеческий фактор: стружку, говорят, просто забыли удалить из трубы.

комментарий

Владимир Бугров, разработчик проектов экспедиции на Марс и Луну, ведущий конструктор по пилотируемым ракетно-космическим комплексам для высадки на Луну и "Энергия-Буран":

- Если производственный брак становится систематической причиной дефектов, то возникает вопрос: где система контроля качества на производстве? Когда-то на предприятиях были представительства заказчика - минобороны. Въедливые офицеры "вели" все заводские операции: читали на свет

конструкторскую и технологическую документацию, следили за испытаниями в пультовых и на стендах, не допускали к работе оборудование, не прошедшее регламентные проверки... Где это все сегодня?

Знаю и другое: бывают ситуации, когда причина дефекта кажется очевидной. Виновных наказали - анализ прекращается. И могут остаться невыясненными более серьезные вещи. Так, основная причина большинства дефектов на новых изделиях - низкое качество исходной проектной документации. Сошлюсь на собственный опыт. Начиная работу по системе "Энергия-Буран", мы понимали, что существовавшие стандарты Единой системы конструкторской документации и нормативные документы ЦНИИмаша не могут обеспечить качества разработки изделий. Почему? Они не содержали конкретных требований. К примеру, госстандартами в качестве обязательных проектных документов для ранних этапов проектирования "признавались" только "Пояснительная записка" и "Чертеж общего вида". Инженер-механик, разработчик, скажем, клапана мог описать его устройство этими документами. А вот инженер-электрик не мог описать устройство телевизора с помощью чертежа общего вида. Космические аппараты и комплексы - это клапаны вперемежку с телевизорами. Они стали системами. С каким дипломом к ним подходить, на каком языке их проектировать? Ответа не было.

Поэтому мы вынуждены были разработать для "Бурана" свои нормативные требования: к формированию структуры изделия, комплектам конструкторских документов, уровню их согласования и утверждения. Требования были согласованы с заказчиком и утверждены главным конструктором системы Игорем Садовским. Всем было предписано неукоснительно их выполнять. Это позволило только на первом этапе работ выявить более 3 тысяч основных проектных документов во всей многоуровневой структуре комплекса.

В течение месяца каждый день в кабинете Глушко собирались сорок человек, включая смежников: чтобы однозначно определить по каждому документу, кто его разрабатывает, кто согласовывает, кто утверждает. Так нам удалось наперед определить персональную ответственность за все составные части системы, за их дальнейшие изменения. И в принципе исключить появление дефектов на заключительных стадиях подготовки и в полете.

Во многом благодаря именно этим мерам, "Буран" выполнил свою задачу с первого раза без замечаний. Я сомневаюсь, что в отрасли сейчас действует подобный нормативный документ. Хотя головной институт должен разработать его в первую очередь. Это и будет называться "Управление качеством". А уж потом следует заниматься "Контролем качества", то есть поиском виноватых в авариях.

Общество Космос Компании ВПК РКК "Энергия" Исследование Марса Освоение Луны
Добавьте RG.RU 
в избранные источники