- Как разграничиваются полномочия в сфере госрегулирования тарифов в жилищно-коммунальном комплексе?
- Государство регулирует тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на трех уровнях: федеральном, региональном и на уровне органов местного самоуправления. На федеральном уровне сами тарифы не устанавливаются - ФСТ утверждает предельные уровни тарифов на тепловую энергию, а также по решению правительства РФ - предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по каждому региону России. Кроме того, на федеральном уровне контролируется обоснованность устанавливаемых в регионах тарифных решений на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассматриваются экономические споры, которые могут возникать между регулируемой организацией и тарифным регулятором в регионе.
К полномочиям субъектов относится установление тарифов на тепловую энергию, на холодную и горячую воду, водоотведение, установление конечных тарифов на электроэнергию для населения, а также розничных цен на газ для населения и цен на сжиженный газ.
В ведении органов местного самоуправления остается ряд полномочий, которые связаны прежде всего с согласованием программ развития организаций коммунального комплекса. Вместе с тем существует возможность делегировать полномочия по непосредственному установлению тарифов на уровень местного самоуправления, например в сфере теплоснабжения и водоснабжения, но такая передача полномочий, в зависимости от степени готовности самих муниципалитетов их осуществлять, должна быть определена законами соответствующих субъектов.
- В чем различие между коммунальными и жилищными услугами и как формируется платеж?
- Принципиальное различие состоит в том, что тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, а жилищные - определяются, за редким исключением, самими собственниками жилья. К коммунальным услугам относится деятельность исполнителей коммунальных услуг по оказанию потребителям услуг холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, поставки твердого топлива при наличии печного отопления.
Что касается платы за жилое помещение, то она складывается из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за капитальный ремонт имущества в доме (для нанимателей жилого помещения по договору социального найма - платы за наем). Все условия должны быть зафиксированы в договоре с управляющей компанией при непосредственном участии и контроле со стороны граждан-собственников. Оказание жилищных услуг - конкурентный вид деятельности, поэтому при определенных в договоре условиях договор с управляющей компанией можно расторгнуть или пересмотреть. Поэтому плата за жилищные услуги не регулируется государством.
Плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из тарифа на соответствующую коммунальную услугу и объема потребления услуги, который определяется исходя из показаний приборов учета коммунального ресурса либо в соответствии с утвержденными нормативами потребления коммунальных услуг. Кроме того, в итоговой сумме платежа могут учитываться субсидии и льготы, в случае их предоставления гражданам.
Кто контролирует применение тарифов и нормативов?
- Применение тарифов на коммунальные услуги и нормативы их потребления контролируют уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ. Обоснованность устанавливаемых нормативов потребления ЖКУ контролируют органы государственной жилищной инспекции в тех же субъектах РФ.
- Где узнать, как изменятся тарифы в конкретном регионе РФ? Может ли потребитель коммунальных услуг требовать у предприятий, оказывающих коммунальные услуги, сведения о расходах на производство услуг, включенных в тариф?
- Все тарифные решения по коммунальному комплексу в 2012 году были приняты еще в октябре-ноябре прошлого года. Информация о принимаемых в субъектах тарифных решениях должна публиковаться в печатных СМИ и на официальном сайте органа регулирования. Кроме того, сами ресурсоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию о тарифах на регулируемые товары и услуги в соответствии со стандартами раскрытия. Они обязаны предоставлять информацию по запросам потребителей, а также размещать на официальном сайте.
Стандарты предусматривают обязательное опубликование наиболее важных, с точки зрения потребителя, сведений о качестве поставляемых услуг, об их стоимости, о соответствии их установленным требованиям.
Кроме того, в перечень раскрываемой информации входят показатели финансово-хозяйственной деятельности каждого предприятия. По этим показателям можно сравнить эффективность работы конкретной организации с другими организациями.
Информация о формировании стоимости жилищных услуг также подлежит раскрытию в соответствии со стандартом раскрытия информации. Ее можно получить у организаций, управляющих многоквартирными домами.
- В каких случаях тарифы на коммунальные услуги могут быть пересмотрены досрочно?
- Возможность изменения тарифов в течение года на водоснабжение и водоотведение предусмотрена ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". Это возможно, если условия деятельности таких организаций объективно изменятся или организация не выполнит утвержденную производственную программу. В сфере теплоснабжения в соответствии с ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена возможность пересмотра тарифов в случае изменения предельных, минимального или максимального, уровней тарифов на тепловую энергию. Также органы регулирования в регионах могут пересмотреть тариф в течение года в сторону снижения, предварительно определив источник компенсации выпадающих доходов организации в результате принятия такого решения и согласовав его с ФСТ России.
Кроме того, тарифы могут быть пересмотрены по предписанию ФСТ, которое может быть вынесено либо по итогам рассмотрения разногласий (экономического спора) или по результатам контрольной проверки, а также по решению суда.
- Какие задачи сегодня стоят перед ФСТ?
- Наша главная задача на ближайшую перспективу - усиление прозрачности самого процесса регулирования и деятельности регулируемых организаций. В рамках реализации федеральных законов "О водоснабжении и водоотведении" и "О теплоснабжении" ФСТ ведет разработку стандартов раскрытия информации. Они будут предусматривать обязательное раскрытие информации о тарифной заявке организаций в момент подачи заявки в орган регулирования, а также раскрытие информации органами регулирования.
К другим задачам, выполнение которых должно обеспечить комплексное развитие систем коммунального комплекса, относятся переход на долгосрочное - от 3 до 5 лет - тарифное регулирование и совершенствование механизмов контроля за установлением и применением тарифов, включая повышение эффективности контроля за исполнением инвестиционных программ регулируемых организаций и применения соответствующих санкций.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования тарифного регулирования в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения" уже был принят Госдумой в первом чтении. Законопроект предусматривает введение обязательного долгосрочного тарифного регулирования в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроэнергетики, а также введение финансовой ответственности всех уровней власти в случае изменения ранее принятых долгосрочных решений. Так, указанным законопроектом предусмотрена обязательная компенсация за счет средств соответствующих бюджетов недополученных доходов регулируемыми организациями в случае изменения ранее установленных экономически обоснованных долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования.