Идея собрать авиационные КБ, научно-исследовательскую и учебную базу в одном месте и создать мощный, как сейчас принято говорить, центр компетенции появилась почти десять лет назад, но реализовываться стала только сейчас.
Исторически сложилось, что проектирование всех военных и гражданских отечественных самолетов велось в Москве. Исключением были только КБ Антонова, находящееся в Киеве, и Таганрогское - Бериева, где создавалась советская гидроавиация. А вот самолеты Туполева, Сухого, Микояна и Гуревича, Яковлева задумывались и воплощались в металл на территории Первопрестольной. В Москве располагались не только опытно-конструкторские бюро, но и промышленные предприятия, на которых строились первые образцы летательных аппаратов. Еще совсем недавно с аэродрома на Ходынке в центре столицы могли взлетать даже большегрузные Ил-86.
Однако то, что было для нашей столицы естественным в ХХ веке, в ХХI столетии стало настоящим диссонансом. К тому же сейчас самая сложная техника проектируется при помощи цифровых технологий. КБ может быть в любом комфортном с точки зрения проживания и работы месте. А вся конструкторско-технологическая документация передается сразу на серийный завод, где наиболее оптимально создавать опытные образцы и доводить их до серийной кондиции.
Опять же исторически научно-исследовательская база авиастроения сложилась в подмосковном Жуковском. Там находится крупнейший в мире ЛИИ им. Громова, обладающий уникальной аэродромной базой "Раменское" с полным набором летающих лабораторий, и всемирно известный Центральный аэрогидродинамический институт им. Н.Е. Жуковского.
И вполне логично все авиастроительные КБ, находящиеся в Москве, сосредоточить в Жуковском. Это позволит создать не только современный авиационный кластер на уровне мировых стандартов, но и перейти на качественно новый уровень организации и управления процессами разработки и производства авиационной техники, устранить дублирование, увеличить эффективность, снизить сроки и стоимость разработок новых видов авиационной техники.
20 февраля 2008 года вышел указ президента России N 217, инициировавший создание Национального центра авиастроения, и работа началась. Понятно, что в приказном порядке ведущих создателей авиатехники из столицы в Подмосковье не переведешь - времена сейчас иные. Поэтому большое внимание уделяется созданию самых комфортных условий проживания и возможностей для творческой работы.
На сегодняшний день Жуковский занимает примерно 2700 гектаров земли. В городе проживает около 110 тысяч человек. На территориях, отведенных для создания инфраструктуры Национального центра авиастроения, предполагается построить до двух миллионов квадратных метров жилой, социальной и коммерческой недвижимости, обеспеченной современной транспортно-инженерной инфраструктурой. К 2025 году на новых территориях должно проживать 60-70 тысяч человек - специалисты КБ и заводов, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, сотрудники смежных отраслей и обслуживающего сектора, а также их семьи. Уже в следующем году должен быть введен в строй центральный офис площадью 37800 квадратных метров.
На базе ЛИИ им. Громова создается ведущий научно-производственный комплекс Объединенной авиастроительной корпорации. Он будет включать в себя корпоративный центр, инженерный комплекс, комплекс испытаний и сертификации, комплекс послепродажной поддержки, включая школы подготовки летного и технического состава, научный и образовательный центры. Планов, как говорится, громадье. Но и проблем - немерено. В том числе чисто рыночного плана. Дмитрий Рогозин, в зону ответственности которого входят в том числе вопросы авиастроения, посвятил свою поездку как раз разбору того, что сделано в рамках реализации указа президента, а что работу тормозит. Совещание сразу приняло конструктивный характер. Вице-премьер высказал уверенность, что все проблемы будут решены и авиацентр появится в установленные сроки.