29.08.2012 17:03
    Поделиться

    В Орле протестировали систему дистанционного обучения детей-инвалидов

    Накануне нового учебного года орловские власти протестировали систему дистанционного обучения детей-инвалидов. Корреспондент "РГ" принял участие в тестировании.

    Душой и сердцем

    В здании правительства установили широкоформатный экран. Школьники находились "за партой" - то есть дома. Вместе с родителями они рассказали главе региона о достоинствах и недостатках федеральной программы "Дистанционное образование детей-инвалидов", реализуемой в рамках нацпроекта "Образование".

    - Увы, многие не знают о существовании такой программы, - поделилась начальник областного управления образования Татьяна Мартынова. - О ней известно, наверное, только тем, кого она касается - родителям детей с ограниченными физическими возможностями. Видимо, это и наше упущение - подобные проекты надо популяризировать.

    Программа в Орловской области реализуется со второй половины 2009 года. Но и за это короткое время успела обрасти неприятными слухами. Например, есть форумы, где говорят, что бюджетные деньги попросту "отмываются" и дистанционно никого не учат. Есть и родители, не включающие детей-инвалидов в программу из-за боязни, что тех исключат из обычной школы.

    Дистанционное обучение можно назвать дополнительным. Никто не запрещает учиться в школе и попутно за компьютером. И не надо забывать о том, что есть дети, которые не могут ходить в школу, даже специализированную. Для них дистанционное обучение обретает особую важность. Татьяна Мартынова рассказала, что финансируется проект из федерального и областного бюджетов. За счет первого покупаются и монтируются компьютеры и устанавливаются лицензионные программы. Областная казна платит за доступ в Интернет.

    - На базе "Центра психолого-медико-социального сопровождения" создан "Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов", - говорит Татьяна Мартынова. - Обучение в нем ведется в форме консультирования по общеобразовательным предметам. Объем нагрузки варьируется в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

    Оборудование монтируется задолго до начала учебного года - обычно в декабре. Затем оно проходит тестирование, а ребенка обучают работе на нем. Специалисты также устанавливают фильтры, чтобы школьник и его родители не злоупотребляли "бесплатным" доступом к Интернету. Работают с детьми сетевые учителя.

    - Сейчас у нас 71 такой учитель, а начинали с де32сяти педагогов, - говорит Татьяна Мартынова. - Они прошли курсовую переподготовку в Московском институте открытого образования. Случайных людей в этой системе нет, все относятся к работе с душой. Ну и, конечно, получают прибавку к зарплате, ведь сетевые учителя работают еще и в общеобразовательных школах.

    Дистанционные уроки, как и в обычной школе, проводят по расписанию и фиксируют в электронном журнале. Обязательно проходят и "открытые уроки". По словам преподавателя истории орловской школы № 27 и по совместительству сетевого учителя Ирины Гаврилиной, расписание не бывает жестким. Его составляют так, чтобы оно было удобно ребенку.

    Тест-драйв

    Тестирование системы заняло около полутора часов. Первым на связь вышел ученик 10-го класса Артем Столбов. Он живет в Орле, в программе участвует с 2009 года. Его можно назвать первопроходцем и старожилом. Через Интернет Артем получает уроки-консультации по физике, географии и математике. Парень серьезный, коллекционирует атласы стран мира. Педагоги им гордятся - Артем не раз был призером олимпиад и викторин, и вообще, это очень одаренный молодой человек.

    Он признался, что в последнее время увлекся политологией. "Меня интересует все, что происходит в политической жизни нашей страны и других стран мира, - рассказал Артем. - Возможно, это предопределит мой дальнейший выбор жизненного пути. Два года для выбора у меня еще есть". Даже через нечеткое изображение монитора видно, что парень волнуется, и учителя тоже встревожены - диагноз у мальчика такой, что он в любой момент может замкнуться в себе. Но Артем молодец, справляется.

    - Очень хорошо, что появилась система дистанционного обучения, - говорит он, едва возникнув на экране монитора. - Она дает не только образование. Для многих это настоящее окно в мир, возможность расширить кругозор и обрести друзей. Я, например, нашел друзей даже среди своих наставников.

    У учителя с учеником отношения всегда особые. А в данном случае они имеют собственные рамки, более широкие, надо полагать, чем просторы Интернета.

    - Дети прикипают к нам душой, как и мы к ним, - признается сетевой учитель, преподаватель начальных классов средней школы № 31 города Орла Любовь Ефремова. - Бывает, ребенок видит, что учитель "появился в Сети" во внеурочное время, и начинает звонить ему - просто пообщаться. Мы всегда отвечаем на такие звонки, подолгу разговариваем обо всем на свете.

    Следующая на связи - девятиклассница Настя Бардюкова из поселка Хомутово. Настя не может ходить. По Интернету изучает русский язык, математику и химию. О системе дистанционного обучения тоже отзывается по-доброму. И по-детски непосредственно делится с губернатором мечтой - хочет научиться играть на гитаре, но у нее нет инструмента. Гитару ей, конечно, теперь подарят, но разве дело в инструменте?

    Среди детей, кто появился в тот день на мониторе, не нашлось ни одного, кто сказал бы, что мечтает о богатстве, о том, чтобы стать олигархом, сделать карьеру или уехать жить за границу. Мечты у всех самые светлые, самые, казалось бы, простые. Вот на экране вместе с бабушкой Светланой самая юная участница конференции - ученица четвертого класса Полина Спиридонова. Ее мечта - своими ножками пройтись по Елисейским полям и подняться на Эйфелеву башню. Именно своими - вот в чем мечта.

    - А когда вырасту, хочу стать судьей, - вдруг огорошивает заявлением лучезарная Полина и тут же объясняет причину. - Бабушка говорит, что я рассуждаю, как судья…

    Еще Полина любит рисовать. Она не раз выигрывала областные конкурсы. И таких детей, одаренных и талантливых, среди обучающихся дистанционно немало. Они - сильные волей и живущие неискоренимой верой и надеждой, и это их объединяет. И еще поражает обостренная родительская любовь и забота.

    Работа над ошибками

    Видеоконференция не смогла, да и не могла скрыть проблем. Их немало. Участники программы отмечают ее "сырость". И родители, и учителя, и даже чиновники говорят о том, что нормативная база нуждается в доработке, хотя и мысли не допускают о его отмене. Надо выполнить "работу над ошибками", тем более что многие недостатки носят "технический" характер. Например, когда программа взяла старт, финансирование рассчитывалось исходя из действовавших расценок на доступ в Интернет.

    В Орловской области на обеспечение дистанционного ученического места доступом в Интернет выделялось и выделяется по 22 тысячи рублей в год. В 2009 году это была реальная цена. Но тогда и Интернет был "спутниковым". Сейчас такой Интернет уже редкость, а цена за доступ к нему упала в среднем до 500 рублей в месяц. Однако программа технического прогресса почему-то не предусматривает и требует выделять те же 22 тысячи рублей в год. А за каждую бюджетную копейку надо отчитаться. Спрашивается, куда девать разницу? Это и в самом деле проблема. Может, оттого и ходят неприятные слухи по форумам?

    Другой момент, еще более важный. По окончании школы по условиям программы компьютерное оборудование выпускники обязаны вернуть государству. Но за время учебы дети успевают к нему привыкнуть, и расставание с компьютером, который и вправду нередко является для них единственным окном в мир, выливается в стресс. По словам губернатора Александра Козлова, орловские власти проблему намерены решить уже в этом году за счет региональной казны.

    Орловское правительство намерено выйти с законодательной инициативой на федеральный уровень и надеется, что другие регионы ее поддержат. Зачем отнимать у выпускника устаревший компьютер? По условиям программы его должны передать новому ученику. Все равно что вручить тому старый истрепавшийся учебник, где не хватает страниц. Однако условия программы жестки. Регион обязан отчитаться за каждый рубль, присланный из федерального бюджета. Выход пока один - выделение дополнительных средств из региональной казны на приобретение оборудования. Да и то потребует принятия новых нормативных актов. На самом же деле цена вопроса не так велика, как проблема, которую небольшие по бюджетным меркам деньги способны решить.

    Прямая речь

    Александр Козлов, губернатор Орловской области:

    - Согласитесь, просто нелогично и как-то неправильно изымать у ребят компьютеры, к которым они привыкли. Поэтому теперь все специализированное компьютерное оборудование будет оставаться у детей после завершения обучения. Соответствующее поручение я дал. Выделим средства на приобретение дополнительных комплектов оборудования, чтобы не отнимать у выпускников компьютеры, и при этом выполним все взятые на себя финансовые обязательства в рамках соглашения с минобразования. В этом году средства для возмещения затрат на поставки компьютеров найдем, на 2013 год уже в плановом порядке заложим финансирование в региональный бюджет. Думаю, федеральный центр нашу инициативу поддержит. Моя принципиальная позиция в том, что каждый ребенок в области, в стране должен получать качественное, доступное образование - вне зависимости от места жительства, степени таланта, состояния здоровья и материального состояния семьи. И на это никаких денег, никаких сил не жалко.

    Поделиться