Северокавказский туркластер прирастет еще одним курортом

Госкорпорация "Курорты Северного Кавказа" (КСК) помимо строительства входящего в Северо-Кавказский туркластер горнолыжного курорта "Эльбрус-Безенги" готова заняться и другими горно-рекреационными проектами на территории Кабардино-Балкарии.

В "КСК" считают, что Приэльбрусье является потенциально интересным регионом для развития горнолыжных комплексов, которые будут логистически связаны с курортом "Эльбрус-Безенги" и смогут его дополнить. Эту перспективу председатель Совета директоров "КСК" Ахмед Билалов обсудил с главой КБР Арсеном Каноковым на совещании в Нальчике.

После того как было принято решение о строительстве в КБР горнолыжного курорта "Эльбрус-Безенги", на территории Черекского, Чегемского и Эльбрусского районов создали особую экономическую зону туристско-рекреационного типа. В декабре прошлого года площадь этой ОЭЗ была увеличена за счет земельных участков в Зольском районе. И сейчас она делится на три части. Первая включает территорию будущего комплекса "Эльбрус-Безенги" в Черекском и Чегемском районах. Во вторую входит курорт "Приэльбрусье" в Эльбрусском районе. А третья находится в Зольском районе, где строится горнолыжный комплекс "Джилы-Су".

- В ближайшее время будет подписано дополнительное соглашение по созданию особой экономической зоны в Зольском районе, - заявил на совещании глава КБР Арсен Каноков.

Правительство республики со своей стороны соглашение уже подписало. Теперь его должны завизировать в минэкономразвития РФ, после чего будут оформлены документы, утверждающие границы зоны. Здесь в уникальном по красоте месте появится горнолыжный и рекреационный комплексы с десятью подъемниками, пропускная способность курорта составит десять тысяч человек в день. В его строительство, предположительно, инвестируют 12,6 миллиарда рублей.

Из всех трех зон наиболее развита в плане инфраструктуры Эльбрусская. В 2008 году был разработан мастер-план всесезонного горного курорта и выделены четыре территории его развития. Два сектора - "Эльбрус" и "Чегет" - уже работают. Два новых сектора - "Чиперазау" и "Юсеньги" - должны построить.

- Реализация мастер-плана позволит ввести в эксплуатацию 31 подъемник и 108 километров спусков, что увеличит пропускную способность курорта с 4,5 тысячи до 25 тысяч человек в день, - рассказал министр экономического развития и торговли КБР Алий Мусуков. - Необходимый объем инвестиций в объекты инфраструктуры предварительно оценивается в 16,93 миллиарда рублей.

Район Приэльбрусья вот уже более 40 лет весьма популярен среди туристов разных стран. Альпинистов привлекает возможность покорить самую высокую гору Европы, пик которой достигает 5642 метров. Здесь расположены несколько ледников, которые позволяют обеспечить круглогодичное катание, в том числе в летний сезон.

На совещании обсуждалась и работа с населением в районе строительства комплекса "Эльбрус-Безенги". Страхи местных жителей, что курорт-гигант оставит их без земли и традиционных форм хозяйствования, постепенно уходят, но нужно продолжать активную разъяснительную работу. Главы администраций Зольского и Эльбрусского районов отрапортовали, что их земляки практически полностью поддерживают проект. В Чегемском районе за его воплощение высказались 98 процентов опрошенного населения, в Черекском - 88. Ахмед Билалов подчеркнул, что в числе приоритетных задач госкорпорации - создание максимально комфортных условий для местного населения и предпринимателей. Уже принят федеральный закон, который позволяет при минимальных бюрократических процедурах приобрести землю, строить на ней и пользоваться льготами.

- В рамках государственных гарантий уже со следующего года можно будет обратиться в любой банк и без залога получить стопроцентное финансирование, - уверяет Билалов. - У нас нет задачи у кого-то что-то отнять и поделить. Мы хотим создать один большой курорт, который по цене и качеству сервиса сможет конкурировать с лучшими европейскими и привлекать в Кабардино-Балкарию один-два миллиона туристов в год. Основной приоритет для нас - организация рабочих мест, причем в основном для местного населения, чтобы люди чувствовали себя хозяевами того, что строится. Ни в одном субъекте нет таких льгот, нужно этим пользоваться.

Заместитель генерального директора "КСК" Сергей Ковалевский подчеркнул, что создание ОЭЗ дает больше возможностей для привлечения инвесторов за счет субсидирования процентных ставок, снижения налога на прибыль, налога на имущество. Госкорпорация, в частности, берет на себя обязательства по реконструкции канатных дорог, объектов инфраструктуры, горнолыжных трасс, возведению внутренней инфраструктуры. "Залог нашего успеха - единая концепция развития туркластера, а не стихийная застройка территорий", - пояснил он.

Еще одно предложение, высказанное на совещании, - передать в управление "КСК" три акционерных общества: ОАО "Канатные дороги Приэльбрусья", ОАО "Эльбрустурист" и ОАО "Курорт Эльбрус". Сегодня основные инфраструктурные объекты и самые крупные гостиничные комплексы Приэльбрусья находятся в ведении этих трех акционерных обществ, которые или полностью принадлежат КБР, или у республики имеется контрольный пакет акций. Руководство региона считает, что передача этих объектов в доверительное управление госкорпорации обеспечит эффективное функционирование и развитие курорта в целом.

Однако эти предприятия фигурируют в двух довольно громких уголовных делах о незаконных операциях с государственным имуществом. Речь идет о передаче имущества "Канатных дорог Приэльбрусья" и "Эльбрустуриста" в качестве вклада в уставный капитал во вновь созданное правительством КБР ОАО "Курорт Эльбрус". По данным следствия, это было сделано незаконно: в одном случае причинен ущерб на 140 миллионов рублей, в другом - почти на 100. Как пояснили корреспонденту "РГ" в пресс-службе МВД по КБР, расследование уголовных дел в отношении этих компаний еще продолжается: "Речь идет о том, что у двух работающих предприятий горнолыжного комплекса, которые имели налоговые, кредитные обязательства, вели строительство, было изъято все имущество и передано новому предприятию, созданному министерством по управлению государственным имуществом и земельными ресурсами КБР - ОАО "Курорт Эльбрус". Соответственно предприятия, лишенные имущества, стали банкротами".

Тем не менее следствие пока не связывает эти дела с главой минимущества КБР Хабдульсаламом Лигидовым, который был арестован по другому уголовному делу, связанному с хищением госимущества. "Фигурантами расследования по данным уголовным делам является группа лиц, в том числе сотрудников минимущества КБР, личности которых и степень участия в противоправных действиях еще устанавливаются", - подчеркнули в пресс-службе. Однако правоохранители отмечают, что поскольку главным акционером всех трех предприятий является республика, объекты инфраструктуры, находящиеся в их ведении, могут быть переданы под управление "КСК". На ход расследования это не повлияет. Кстати, имущественный комплекс предприятий не арестовывался, и люди продолжают здесь работать.

Между "КСК" и руководством КБР уже достигнута договоренность об объединении усилий в развитии туристического региона Приэльбрусья. Глава республики Арсен Каноков дал поручение создать рабочую группу правительства, которая будет сотрудничать с "КСК" по вопросам строительства туркластера в регионе. В числе первоочередных задач - завершение строительства третьей очереди канатной дороги, которая соединит станции "Мир" и "Гара-Баши" (она будет находиться на высоте 3800 метров), восстановление "Приюта одиннадцати", самой высокогорной гостини-цы России и канатной дороги на Чегете.

- Вместе мы создадим современную курортную зону с новой инфраструктурой, канатными дорогами, займемся поисками инвесторов, в том числе и для гостиничного бизнеса, - отметил глава КБР.

Представители курортного бизнеса Приэльбрусья перспективу государственной поддержки горнолыжного курорта одобряют. Дахир Согаев из поселка Тегенекли занимается гостиничным делом и говорит, что эти планы его радуют:

- В первую очередь, нужно больше канатных дорог и горнолыжных трасс. На Чегете все канатки старые, еще 60-х годов, они изжили себя. Надо строить новые. Чем больше канатных дорог, тем больше горнолыжных трасс, и тем лучше люди рассредоточены на горе, а, значит, снижается травмоопасность. Это как на автодороге: шире трасса - меньше заторов и аварий.

Предприниматель считает, что нужно на принципиально другом уровне организовывать сервис, начиная с работы официантов и дворников и заканчивая благоустройством улиц. Необходима грамотно созданная система безопасности, в том числе на горнолыжных трассах и туристических маршрутах, где опасные и безопасные зоны должны быть размечены. Однако для обустройства курорта мирового уровня требуется полноценная государственная поддержка.

Мнение

Аслан Малкаров, глава администрации Эльбрусского района:

- В рамках развития туристического кластера в КБР в нескольких районах республики будет сформирована особая экономическая зона, которая может дать необходимую материально-техническую базу для создания малых и средних предприятий. Это станет стимулом в развитии Эльбрусского района, принесет прибыль не только муниципалитету, но и республике в целом. Предприниматели получат поддержку при реализации своих бизнес-планов, смогут обучиться новым технологиям управления компаниями, получить помощь в таких областях, как оценка эффективности бизнес-планов, поиск финансирования. Одной из услуг, оказываемых в ОЭЗ, может стать обеспечение необходимой информацией предприятий малого и среднего бизнеса, чтобы они не чувствовали никаких ограничений для своего роста.

В программе предусмотрено создание максимально комфортных условий для местного бизнеса. Режим госгарантий, который предоставляет правительство, сейчас покрывает только 70 процентов расходов на проект, но со следующего года гарантия будет предоставляться на всю его стоимость. Это значит, что в любом банке без залога можно будет получить 100-процентное финансирование.