Для нового поколения "рекламщиков" незначительны трагедии минувшей войны

Анатолий Парфенов, журналист из Коврова Владимирской области:

- Одна из "заповедей" мэтра журналистики Анатолия Аграновского гласит: "Покажите черновик статьи первому встречному... Что скажет он - то скажут и все остальные". Самый резонансный материал в свежем номере "РГ" опубликован на 1 и 8-й полосах.

Он из ближнего зарубежья. Эстонская фирма GasTerm, продающая оборудование для газового отопления, вывесила на своем сайте в качестве рекламы снимок ворот в концлагерь Освенцим с надписью Arbeit macht frei ("Работа делает свободным"). Позднее фотография газовых печей концлагеря, которая, видимо, должна была вызвать ассоциацию с отоплением, была убрана, а на сайте мелким шрифтом уже под другой фотографией появилось извинение фирмы.

Что тут сказать? Видимо, выросло поколение "креативных" рекламщиков, для кого трагедии минувшей войны - чья-то совсем чужая история... Ограничусь, пожалуй, цитатой из культового фильма "Брат": "У меня, между прочим, отец воевал". Мой отец тоже встретил войну пограничником и завершил ее в 1945-м в Чехословакии. Он при жизни рассказывал, как в 41-м долго и мучительно выходил с бойцами из окружения, петляя по той же Эстонии, и как позднее освобождали ту саму территорию. Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой: "РГ" чутко держит руку на пульсе, и читательский отклик на статью обеспечен. Не буду лукавить: я давний и неравнодушный читатель "РГ". Вчера побывал на утренней планерке, где составляли "меню" свежего номера. Потом увидел и саму "кухню". "Ученого учить - только портить!" - гласит народная молва. Но коль скоро коллеги из центральной газеты решили любезно пригласить к себе в гости и послушать мнение провинциала, грех отказать даже в силу нашего святого журналистского братства.

Читаю толстушку "РГ" регулярно. Не так давно увидал сообщение, как в одной из областей суд "образцово" расправился с пчеловодами (был подан иск покусанных соседей, и пасечнику пришлось не только увезти пчел, но еще и оплатить моральный вред). Газета дала этот "эксклюзив" и записала его "в плюс". А между прочим, еще Ленин в самый голодный 1919 год подписал декрет СНК "Об охране пчеловодства", которым пасечники освобождались от всех налогов. У нас же до сих пор не принят закон "О пчеловодстве". Представьте, что начнется после такого однобокого освещения происшествия в главной газете страны. Пчеловоды просто свернут свои хозяйства, начнут прятаться. Бальзам на сердце: в планах "РГ" статья о несанкционированном сбросе опасных отходов во Владимирской области... Все случилось на моих глазах: отходы нефтепроизводства машины с якутскими госномерами (!) нагло слили на бытовой свалке. Предотвратить беду не смогли многочисленные контролирующие инстанции. Областная печать (что уж говорить о районной) оказалась бессильной... На вас надежда, коллеги!

Комментарий

Ю.П. Вяземский - русский писатель, философ, телеведущий, кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой мировой литературы и культуры факультета международной журналистики МГИМО:

Бизнесмен из Индии, наверное, плохо себе представляет, кем являлся Гитлер и какую страшную чуму он создал. Думаю, это связано с абсолютным незнанием истории.

Что же касается Эстонии, то признаюсь: во мне течет небольшая, как я подсчитал, 1/64 часть эстонской крови, поэтому я имею полное право высказать свое мнение по поводу  этой страны. Это маленькое государство на протяжении всей своей истории подвергалось поистине  сексуально-политическим нападениям то со стороны датчан, то со стороны шведов, то со стороны немцев. Эстонцы от этих беспрестанных "изнасилований" до сих не могут прийти в себя. Существует, если я не ошибаюсь, "синдром заложника". По этой больной симптоматике им кажется, что нацисты, из всех злодеев, которые их когда-либо грабили, почему-то самые лучшие. Я уверен, что со временем эта болезнь пройдет, и Эстония будет развиваться, ведя здоровый образ жизни.

Подобная реакция существует не только в Эстонии, но и других прибалтийских странах. К сожалению, и в России. То, что происходило - это трагедия для десятков миллионов людей. Поэтому когда человек, вдруг, берет какие-то элементы нацистской символики или начинает защищать нацистов - для меня это явно болезненное проявление, говорящее о том, что этот человек или организация не вполне здоровы. Это все равно, что носить на себе радиоактивный полоний.

Когда в обществе есть такой вирус, он может угрожать окружающим. Но я думаю, что современное общество в самых различных странах вакцинировано тем ужасом, который потрясает страны востока, да и некоторые европейские страны. Вспомним хотя события в Норвегии. Поэтому возникновение эпидемии нацизма маловероятно. 

Чтобы адекватно воспринимать события Второй мировой войны, нужно, в первую очередь, изучать историю. Я часто общаюсь и провожу предварительные опросы среди москвичей, чтобы подобрать людей на программу "Умники и умницы". И, как показывает практика, большинство из них ничего о советской истории не знает. С одной стороны мне приятно, что молодые люди забывают Ленина, ведь я был воспитан в этом коммунистическом угаре. Однажды в автобусе маленькая дочка сказала мне, что Ленин - самый дорогой и самый близкий ей человек. Я тогда не выдержал и, хотя это было крайне небезопасно, на весь автобус сказал: "Дорогая, для тебя самый дорогой в мире человек - это мама, а на втором месте папа. Причем тут чужой тебе Ленин"?

С другой стороны, становится страшно, потому что человек, который забывает свое прошлое, в какой-то степени забывает себя и теряет будущее. Он теряет исторический иммунитет, граждански слепнет и готов верить в величие чего угодно. Возможно, со временем он поймет, что его обманули, но это будет болезненно и  может статься, слишком поздно.