29.08.2012 23:32
Поделиться

В Киргизии прекращена деятельность Госавтоинспекции

Волевым решением правительства страны прекращена деятельность Главного управления безопасности дорожного движения (ГУБДД) МВД республики, которое следило за порядком на дорогах страны более 70 лет.

Это первый шаг в очередной перестройке главной правоохранительной структуры Киргизии - МВД, намеченной правительством республики.

Отныне водителям больше не придется мигать фарами встречным коллегам, предупреждая, что за поворотом их ждет человек с жезлом. Канут в Лету и забавные анекдоты про гаишников. Автомагистрали республики теперь будет контролировать новоиспеченная так называемая дорожно-патрульная служба.

Если правительством страны этот вопрос уже решен, то простые автовладельцы пребывают в недоумении. Многие из них уверены, что им подсовывают кота в мешке. У большинства опрошенных корреспондентом "РГ" водителей тревожные предчувствия. Автолюбители и водители-профессионалы ожидают транспортного коллапса и ругают правительство, обвиняя его в популизме. Что, впрочем, неудивительно, ведь людям никто не удосужился объяснить, чем будет отличаться новая дорожная служба от прежней, что будет входить в ее функции и - вот главный вопрос! - не станет ли она еще более коррумпированной, чем ее предшественница.

Как пояснили "РГ" в министерстве внутренних дел Киргизии, дорожные инспекторы станут патрулировать улицы и следить не только за безопасностью дорожного движения, но и за общественным порядком и даже раскрывать преступления. Заманчиво, конечно, но не получилось бы как в известной поговорке "За двумя зайцами"...

До момента прекращения деятельности ГУБДД в республике сложилась ситуация, когда региональные сотрудники этого подразделения подчинялись не местному милицейскому, а республиканскому руководству. В свое время руководитель ГУБДД Киргизии Канатбек Исаев в интервью "РГ" пожаловался, что он даже рядового гаишника не может уволить за недобросовестное выполнение своих обязанностей, потому как тот ему, генералу, начальнику главка, не подчиняется. Выход из создавшегося положения попытались найти, предложив все подразделения отделов безопасности дорожного движения объединить в одну структуру, которую следовало бы переподчинить непосредственно ГУБДД МВД. В этом случае несение ими службы, выставление постов и наличие на маршрутах патрулей контролировались бы одним центром. Затея провалилась: на дыбы встали областные и районные милицейские начальники, отказавшись терять "определенные привилегии" в виде возможности напрямую руководить местными "работниками свистка и жезла".

Между тем, как подтвердили "РГ" в самом МВД, пилотный проект по слиянию двух структур прошел успешную апробацию в столице. Это и стало поводом для упразднения ГУБДД в целом и формирования взамен дорожно-патрульной службы (ДПС). Городским чиновникам очень понравилось, что сотрудники ДПС, как говорится, на одну зарплату в семь тысяч сомов (чуть больше 130 долларов) не только за проезжей частью следят, но еще и преступников ловят.

Дальше - больше. В третьей декаде июня, то есть на старте курортного сезона, когда количество автомашин с отдыхающими гостями Иссык-Куля выросло в разы, по распоряжению премьер-министра Омурбека Бабанова с трассы Бишкек - Каракол посты ГУБДД убрали вообще. "Эксперимент" правительства продлился два месяца и привел к печальным результатам. По данным иссык-кульской милиции, с 21 июля по 21 августа - то есть именно за то время, когда посты ГИБДД на автодороге международного значения Бишкек - озеро Иссык-Куль были сняты, в 126 дорожно-транспортных происшествиях пострадал 201 человек, 29 погибли. В прошлом году для сравнения число погибших составило 11 человек.

Кстати

Местное население курортной области выступает против ликвидации ГУБДД. В селе Чок-Тал Иссык-Кульского района пикетчики перекрыли автотрассу в знак протеста против лихачества на дорогах.

Комментарий

Елена Аильчиева, начальник штаба УБДД МВД Киргизии:

- В обновленную дорожно-патрульную службу будут назначены только сотрудники, прошедшие квалификационный отбор. Этим займется специальная экзаменационная комиссия с участием депутатов парламента, представителей СМИ и гражданского сектора. Претенденты должны будут сдать экзамены на знание административного и уголовного законодательства, правил дорожного движения, а также нормы по физической подготовке. Если ранее сотрудники ГУБДД при определении наказания за нарушение поведения на дороге опирались лишь на административный кодекс, то теперь, с введением новых для них функциональных обязанностей - необходимости бороться с уличными правонарушениями и раскрывать преступления по "горячим следам", - они обязаны знать также уголовное и уголовно-процессуальное законодательство.

Мнения

Равшан Абдукаримов, полковник милиции, независимый эксперт:

- Реформа ГУБДД необходима, но к ней надо подходить системно, а не скоропалительно. Честно скажу, очень сомневаюсь в положительном результате.

Элмурат Ногоев, автолюбитель:

- От перемены названия вряд ли что-то изменится. Боюсь, будет только хуже. Как это - и за дорогой следить, и за преступниками гоняться? Не знаю, кто это придумал, но, мне кажется, зря. Во всяком случае, уверен, что в ближайшем будущем нас ждет транспортный коллапс.

Марат Казакбаев, политолог:

- Реформу можно понять, но перейти к ней так сразу будет очень сложно. На самом деле тут может получиться дублирование. Вот уберут ГУБДД и создадут ДПС, что изменится? Я, честно говоря, изучая эти новшества, ничего не понял. Безусловно, правильнее было бы убрать сотрудников ГУБДД и поставить автоматизированные системы слежения за ситуацией на дорогах, как это давно сделано в соседнем Казахстане. Но, видимо, так у нас не получится. Все упирается в финансы, вернее, в их нехватку.

Равшан Жээнбеков, депутат парламента:

- Я являюсь одним из сопредседателей комиссии по разработке концепции реформы МВД. То, что министерство сегодня хочет провести какие-то структурные преобразования, невозможно назвать реформой. Вводимые столь поспешно изменения больше похожи на пиар-ход правительства и никак не могут принести пользу. От того, что уберут гаишников с улиц и установят кое-где видеонаблюдение, наши проблемы не решатся. Ведь результаты видеонаблюдения в условиях нашей коррумпированной страны легко, как говорится, "оспорить".

А как у них?

На постсоветском пространстве есть пример упразднения автоинспекции. Этим "ноу-хау" отличилась Грузия, власти которой таким образом пытались бороться с коррупцией среди сотрудников полиции. Начинания официального Тбилиси пришлись по душе автолюбителям. По мнению многих водителей, именно из-за ГАИ и росла коррупция.

Теперь функции дорожной полиции в Грузии выполняет специальная патрульная служба. В кустах, как некоторые коллеги из сопредельных стран, никто не прячется, но на опасных или сложных местах дороги патрули стоят. Это, как подчеркивают в грузинском МВД, необходимо для того, чтобы "помогать гражданам в сложных случаях". Патрульной службе также переданы функции, которые в России выполняют ППС.

Опыт Грузии одно время предлагали перенять и в Украине. Упразднить ГАИ в этой республике пытался в своей время Виктор Ющенко, однако все старания оказались напрасными. Верховная Рада встала грудью на пути превращения президентской мечты в реальность. Нынешний украинский лидер Виктор Янукович, когда ему предложили перенять грузинский опыт, сказал, что он для Украины не приемлем. Реформы же "радяньской автоинспекции" (РАИ) ограничились пока только отменой технического осмотра транспортных средств и доверенностей на право управления авто.