Один из них, тюменец Александр Хританько, говорит:
- Мы невольно оказались в положении самозванцев. Многие смирились с этим. А я пошел в суд.
Александр с осени 1977 года служил в парашютно-десантном батальоне 345-го гвардейского воздушно-десантного полка, базировавшегося в киргизском городе Ош. Младший сержант собирался в отпуск. Но за день до него часть поставили на военное положение. Скоро солдат отправили в Фергану, где объявили о выполнении некоего задания. В самолет десантники сели без знаков различия и тельняшек - их заменили рубашки цвета хаки. Ночью 7 июля 1979-го, когда военнослужащие ступили на землю, они ощутили песок на зубах - его нес неистовый ветер кара-буран. Утром командиры объявили: это аэродром Баграм. Задача - охранять его, а в случае эвакуации покинуть площадку последними.
Смена в Баграм прибыла в декабре. Дата демобилизации в военном билете Хританько отмечена пятым числом. Чуть позже, в этом же месяце, руководство СССР огласило просьбу дружественной страны оказать военную помощь. Скрывать было уже нечего. Секретность заброски батальона в мятежную республику могла послужить лишь косвенной причиной того, что Александр и его товарищи не попали в списки "афганцев". В ФЗ N 5 "О ветеранах" к таковым отнесены лица, находившиеся на территориях других государств в период проведения там боевых действий с апреля 1978-го по 15 февраля 1989 года. То есть Хританько - даже по формальным признакам - и есть то самое лицо. Причем в 1988 году он наряду с другими награжден медалью "Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа".
Однако награда с удостоверением к ней во внимание не принимается. В военном билете отметок о спецкомандировке за границу нет. В архивах же, как ни странно, не нашлось документов, подтверждающих пребывание солдата в Афганистане. Во всяком случае, это явствует из официального разъяснения тюменского военкомата. Начиная с 2004 года Хританько направил семь запросов в архивы Минобороны РФ и Узбекистана, в другие инстанции и каждый раз получал неутешительный ответ.
- В аналогичной ситуации оказалось примерно 80 - 90 сослуживцев Александра. Есть выписка из приказа об их откомандировании из места дислокации, но куда именно - не сказано. Обидно, что ребят по бумажному недоразумению не признают ветеранами боевых действий. Большинство из них я отлично помню, Хританько в том числе, - говорит председатель ассоциации ветеранов спецподразделений МВД и ВДВ Республики Калмыкия Леонид Лиджиев. В 1979 году он командовал в Баграме второй парашютно-десантной ротой.
Лиджиев поддерживает решение тюменца отстаивать свое законное право в гражданском суде. Он и еще несколько человек, служивших вместе с Александром, готовы засвидетельствовать: бывший десантник говорит правду. Тюменские юристы, знакомые с сутью дела, полагают, что показаний свидетелей достаточно для признания Хританько воином-интернационалистом. В судебной практике подобного рода процессы нередки.
- Однако в первой инстанции мне отказали в рассмотрении иска. Дали понять, что я не исчерпал свои возможности по поиску документальных доказательств. Как мне поступить - еще с десяток лет без проку переписываться с архивами? Нет уж, нахлебался бюрократии. Принципиально пойду до конца, - подчеркивает Александр Хританько. - Сейчас обжалую решение районного суда в областном. На меня с надеждой смотрят однополчане из числа таких же "непризнанных". В случае успеха они пойдут следом.