Женщина, совершившая самоподрыв в доме шейха Саида Ацаева, известного в республике как Саид Афанди Чиркейский, официально опознана. Как сообщили "РГ" в МВД Дагестана, это 30-летняя Аминат Андреевна Сапрыкина, проживавшая в Махачкале на улице Котрова.
Ежедневно в дом духовного наставника, расположенный в Чиркее, приходили люди, чтобы послушать его проповеди. Этим предлогом и воспользовалась преступница, зайдя в дом под видом паломницы. Выждав удобный момент, девушка привела в действие "пояс смертника", закрепленный на ее теле.
Жертвой страшного взрыва стал сам Саид Афанди и еще шесть человек, в том числе 11-летний ребенок. Как рассказали очевидцы произошедшего, в момент взрыва Саид Афанди принимал дома прихожан, которые вместе с родственниками и знакомыми хозяина дома оказались в числе пострадавших при взрыве. Домовладение практически не охранялось, чем и воспользовались организаторы покушения.
По данным представителя Следственного комитета Дагестана, состояние раненных при взрыве удовлетворительное.
- Женщину с легкими ранениями выписали из больницы, двое мужчин продолжают оставаться на лечении, их состояние стабильное, угрозы жизни нет, - сообщили "РГ" в Следственном комитете.
Смертница, устроившая теракт в доме дагестанского шейха Саида Афанди, являлась вербовщицей бандподполья и разыскивалась за соучастие в двойном теракте, совершенном в Махачкале в мае этого года. Аминат Сапрыкина несколько лет назад приехала в Дагестан из Центральной России, вышла замуж за члена бандподполья и приняла ислам. Ее "специализацией" была вербовка женщин для боевиков.
По соседству с ее домом в Махачкале проживали брат и сестра Ризван и Муслимат Алиевы. В конце апреля этого года они исчезли из дома, а третьего мая на посту ДПС в столице Дагестана произошел двойной теракт. В результате погибли 13 человек, более ста получили ранения. Как выяснили следователи, подрыв совершили завербованные Сапрыкиной брат с сестрой.
На Аминат Сапрыкину, которая взяла фамилию мужа Курбанова, была разослана ориентировка, что она является женой боевика и может быть подготовлена в качестве террористки-смертницы. Но разыскать участницу бандподполья до того, как она совершит очередное преступление, не удалось.
В связи с гибелью шейха Саида Афанди и его прихожан вчера в Дагестане был объявлен день траура. Сразу после информации о преступлении глава Дагестана Магомедсалам Магомедов провел экстренное заседание Совета безопасности республики.
- Надо найти тех, кто направил ее в этот дом, кто организовал, кто таким образом толкает народ на бесчеловечные акции. Надо найти и уничтожить. Другого выхода у нас нет, - сказал глава республики.
На Совбезе принято решение организовать в каждом городе и районе отряды самообороны, которые под руководством и вместе с органами внутренних дел будут обеспечивать безопасность и выявлять бандитов и террористов.
В качестве приоритетной версии убийства шейха Саида Афанди следователи считают его религиозную деятельность. Шейх Саид Афанди пользовался большим авторитетом в республике и за ее пределами, у него были десятки тысяч последователей. Он всегда стоял на позиции милосердия, осуждал радикализм во взглядах и выступал против экстремизма и терроризма в исламе.
Об авторитете религиозного деятеля говорит и тот факт, что на его похороны приехали десятки тысяч людей со всех концов республики.
Это не первое покушение на шейха. В 2007 году спецслужбы задержали восемь человек, планировавших убить религиозного деятеля. При обыске у них нашли большое количество оружия и взрывные устройства. Задержанные дали показания, что у них было задание устранить Саида Афанди, который неоднократно высказывался с критикой в адрес религиозных экстремистов.
Смерть авторитетного религиозного лидера может дестабилизировать и так непростую обстановку в Дагестане. Шейх в последнее время выступал за переговоры с представителями ваххабитской ветви ислама и добивался внутриконфессионального примирения. Такой вариант событий, видимо, устраивал не всех. В республике с тревогой наблюдают развитие событий, которые могут быть непредсказуемы. Среди части последователей Саида Афанди уже раздаются призывы о мести. По мнению аналитиков, если ситуация выйдет из-под контроля, в Дагестане может разгореться настоящая гражданская война. Ученики шейха возглавляют Духовное управление мусульман Дагестана более двадцати лет, и его влияние на паству республики было огромно.
Переговорный процесс между представителями "традиционной" ветви ислама и салафитами, как называют себя последователи ваххабизма, теперь, скорее всего, зайдут в тупик.
- Вражда между этими течениями оказывала большое влияние на общественно-политическую ситуацию в Дагестане. Убийство шейха - тщательно продуманная, хорошо подготовленная и проведенная операция, - считает сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев.
В Общественной палате РФ также полагают, что главной целью убийства шейха был срыв мирных договоренностей в Дагестане.
- Шейх Саид Афанди был убит именно в тот момент, когда противоборствующие группы мусульман Дагестана - суфии, у которых он был лидером, и отрицающие суфизм салафиты, для которых он был оппонентом, пришли к соглашению, которое могло положить конец многолетнему кровопролитию, противостоянию в республике, - говорится в заявлении рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе.
Полномочный представитель президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин потребовал от властей Дагестана приложить все усилия для сохранения безопасности в республике после убийства шейха Саида Афанди.
- Не сомневаюсь в том, что правоохранители проведут результативную работу по выявлению и ликвидации всей преступной цепочки, вплоть до заказчиков. Такое злодеяние не может быть прощено или забыто, - отметил Хлопонин.
В обращении президента, Народного Собрания и правительства Республики Дагестан в связи с трагедией говорится, что убийство шейха Саида Афанди Чиркейского - еще одно бесчеловечное и циничное преступление в отношении духовных авторитетов, мужественных и незаурядных личностей. "Именно таких людей смертельно боятся идеологи терроризма, которые пытаются подменить истинные духовные ценности пропагандой лживых и человеконенавистнических идей", - сказано в заявлении.
Свои соболезнования в связи с убийством шейха принес архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима.
- Особое возмущение вызывает тот факт, что убийство совершено женщиной. Для Кавказа это совершенно неслыханно. Терроризм воистину попирает всякие законы и обычаи, по которым издавна жил народ Дагестана, - сказал священнослужитель.
По словам директора Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслана Гереева, который лично был знаком с Саидом Чиркейским, духовный наставник в беседах призывал прекратить раздоры и вражду.
- Он обсуждал самые разные вопросы, от религиозных до светских. Главным в его словах была тема развития ислама в сочетании с уважением к традиционным ценностям, - говорит Руслан Гереев.
Саид Афанди стал вторым крупным духовным лидером, убитым в Дагестане за последнее время. В октябре прошлого года в Табасаранском районе во двор дома, где проживал шейх Сиражудин Хуригский, зашли двое людей в камуфляжной форме и расстреляли в упор религиозного деятеля. У Сиражутдина Хуригского, по разным данным, было до десяти тысяч последователей. Он был имамом крупной мечети Абуль Абваб в Дербенте и возглавлял Табасаранский филиал Дербентского Исламского университета.
Справка "РГ"
Шейх Саид Афанди Ацаев родился 21 октября (по другим данным - 1 января) 1937 года в селе Чиркей Буйнакского района Дагестанской ССР. Аварец. По окончании 7 классов работал чабаном в родном селе - для поддержания семьи, оставшейся без кормильца (отец Саида умер, когда мальчику было 7 лет).
Службу в рядах Советской Армии проходил в г. Каунас (Литва), в качестве оператора в войсках ПВО. После вновь работал чабаном.
Саид Ацаев - самый известный среди шейхов современного Дагестана, обладающих правом распространять тарикаты "накшбандийа" и "шизалийа", передавать их своим ученикам. По разным оценкам, его мюридами являются около 25 тысяч человек.
Он автор пяти книг, посвященных исламу.